Благополучие в ЖКХ во многом зависит от взаимопонимания между управляющими компаниями и собственниками жилья. Первые должны работать по закону, вторые — ответственно относиться не только к собственной квартире, но и ко всему дому.
О том, как перейти от конфликтов к сотрудничеству, говорили представители Госжилинспекции, руководители УК и общественники, ставшие участниками круглого стола, прошедшего в редакции «АиФ-Черноземье».
Есть обязанности. А права?
«АиФ-Черноземье»: Раньше к нам обращались жильцы, а с этого года стали жаловаться сами УК — серьёзно ужесточилось законодательство, появились новые обязанности. Некоторые УК даже отказываются от домов, собственники которых не согласны поднять плату по первой строке — не пугает ли вас эта тенденция?
Мы ждём, когда правительство Российской Федерации утвердит перечень грубых нарушений, за которые УК будут лишаться лицензий. Это причинение вреда жизни и здоровью населения, неуплата за пользование коммунальными ресурсами и др. Это будет действенный механизм. Случаи травмирования людей, связанные с падением сосулек и плохой чисткой дворов от снега, наконец-то получат отражение в нормативных актах. Мы не делаем печальных прогнозов. Только правоприменительная практика позволит сделать выводы. Насколько усложнилась деятельность УК, станет понятно к концу 2018 года».
А перевод жилых помещений в нежилые в домах, построенных по технологии объёмно-блочного домостроения? В таких зданиях все конструкции — несущие, что-то переделывать граждане не имеют права. Но администрация города даёт разрешение на перевод. Появляются разного рода положительные заключения экспертов. Такие вещи недопустимы».
Диана Гончарова: «Нужно совершенствовать законодательство по вопросам безопасности управления МКД. Мы с большой надеждой ждём предложений от УК и общественных организаций, которые передадим в Минстрой. Несколько наших предложений уже нашли отражение в последних законодательных изменениях».
Где взять технику?
Высший орган управления домом — общее собрание. Например, я встретился с председателями ТСЖ и говорю: «Товарищи, надо в зимний период повысить на рубль-два плату по первой строке: мы приобретём технику. Да, одним нам это не под силу, но будем участвовать в долях с другой компанией, чтобы техника всегда была в нашем распоряжении». Председатели провели собрания и приняли нужное решение.
Ведь сегодня комбинат благоустройства развален, техники там нет — она осталась только у частников. Заказать её на четыре-пять часов, да ещё и с вывозом снега, — очень проблематично».
Диана Гончарова: «Сегодня у УК действительно появилась большая потребность в заключении договоров с организациями, которые имеют технику. Но этого рынка нет. Ожидается, что бизнес заинтересуется этим перспективным направлением, и уже в следующем сезоне ситуация изменится».
Ради безопасности
Михаил Палютин: «Если в доме создано ТСЖ, без его ведома не сделаешь ничего. Жильцы в своём доме разберутся сами. Нужно создавать ТСЖ, которые будут нанимать УК, — только такие отношения позволят навести порядок».
Жилищным кодексом предусмотрена очень жёсткая ответственность, включая возможность изъятия жилого помещения для его реализации путём торгов и приведения в первоначальный вид. Но правоприменительная практика очень слабая — в нашем регионе не было ни одного случая.
Теперь о безопасности жителей в зимний период, когда нам угрожают сосульки, снег, наледь. ГЖИ получает информацию по горячей линии, и это — основание для внеплановой проверки. Кроме того, проверки проводят управы районов Воронежа — оформляют акты, фотографируют и передают материалы нам. Отслеживаем публикации в СМИ и в течение трёх дней проводим проверки, привлекаем к ответственности.
Контролируя лифтовое хозяйство, мы постоянно проверяем договоры на обслуживание и страховку, исправность диспетчерской связи. В этом нам помогает Ростехнадзор».
Презумпция неисправности
«АиФ-Черноземье»: Сегодня особенно волнует безопасность системы газоснабжения…
Михаил Палютин: «Нашим домам по 40 лет. УК имеет право взять на баланс газовое оборудование только после его капитального ремонта. Диагностика его состояния тоже должна делаться не за счёт жильцов».
Диана Гончарова: «Практически все несчастные случаи происходят из-за человеческого фактора. Мы будем выходить в Минстрой с предложениями ввести ответственность за недопуск специалистов к обследованию газового оборудования. Должна быть презумпция неисправности. Квартиру следует отключать, даже если потом выяснится, что оборудование в порядке. Иначе нельзя, промедление недопустимо».
Андрей Минаков: «Есть примеры. В Нижнедевицком районе из-за вмешательства в работу газового оборудования отравились двое детей. Ещё один несчастный случай в Семилуках — дымоход запустили в вентиляционный канал. Мы сделали анализ. Договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования заключены УК на 100%. Важно решить проблему с жильцами и домами, которые находятся в непосредственном управлении».
Лариса Тулинова: «Бывает и так, что договор у людей есть, но в течение года никто не приходит. Необходимо наказание и для ресурсоснабжающих организаций».
Сколько нужно платить?
Диана Гончарова: «Ещё одна большая проблема — недофинансирование работ. Когда УК предлагает увеличить плату, собственники выходят на общее собрание с крайней неохотой. Приказом Департамента ЖКХ утверждена методика определения минимальной величины платы по первой строке. Эту методику создала рабочая группа на площадке ГЖИ. У нас на сайте размещён калькулятор, который позволяет рассчитать оптимальную сумму и понять, насколько обоснованно предложение УК.
Сейчас мы столкнулись с тем, что некоторые УК, отказавшись выходить с предложениями к гражданам, перестают заниматься управлением и предлагают свои услуги лишь как подрядные организации. Это недопустимо».
Диана Гончарова: «Такой жилфонд ветшает. Органы местного самоуправления проводят по нашему поручению инвентаризацию. Такие дома должны выставляться на конкурс, и уж там-то будет рассчитан надлежащий уровень платы».
Лариса Тулинова: «Но основная масса домов находится под управлением крупных компаний, которые не выходят с предложениями повысить плату, а повышают её автоматически. Может быть, люди бы и согласились, но их никто даже не спрашивает».
Андрей Смирнов: «УК обязаны работать с жильцами и всеми силами добиваться создания действующих советов домов. Председателя и активных членов совета необходимо готовить для реального управления домом. С поддержкой этих людей можно повысить первую строку. Пусть не сразу, но можно».
«Уголок счастья»
Скажу про себя. Часто прежние УК доводили свои дома до такого состояния, что нам приходилось бросать на них все силы и средства. Жители это ценят, но держат нас в тонусе. Иногда я слышу, о чём в соседней комнате общаются диспетчеры, и сразу беру эти вопросы на контроль. Если не жить проблемами жителей, эффекта не будет.
Жаль, не все собственники знают, что можно поучаствовать в той или иной программе — благоустроить двор хоть за половину стоимости, хоть совсем за копейки. Я стараюсь посещать все совещания, штабы ЖКХ, которые организует муниципалитет. Ценную информацию мы доводим до собственников.
Очень важное начинание — территориальное общественное самоуправление. Сейчас ТОСы поддерживаются властью на всех уровнях. Выделяются крупные гранты. Можно взять два многоквартирных дома с общим двором, общими проблемами и целями. Почему не создать здесь «уголок счастья»? Вплоть до того, чтобы сделать уличный амфитеатр и проводить концерты — может быть, в доме живут творческие люди.
Но главное — это активность жителей. А чтобы она появилась, с населением нужно работать. Я стараюсь посещать все общедомовые собрания. Есть такие собственники, которым всё равно — ходить по асфальту или по старой дороге: главное — зайти в свою «бетонную коробочку». Во всех наших домах созданы советы, и это позволяет предупреждать проблемы прежде, чем они встанут во весь рост. Каждый вторник в офисе нашей УК мы встречаемся с председателями советов. Каждую среду у меня личный приём, на который может прийти любой собственник.
Я хотел бы затронуть ещё одну проблему. Когда к нашей УК переходят дома, прежняя организация не передаёт техническую документацию: акты ввода, акты проверки, техпаспорта. А надзорные органы нас сразу за это наказывают. Например, мы не можем ввести в эксплуатацию счётчик. А почему? Нет акта поверки».
Диана Гончарова: «Это входит в перечень грубых нарушений, который, как мы уверены, утвердит правительство. Все коллеги из ГЖИ других регионов — за».
Михаил Палютин: «Надо наладить отношения между жильцами и УК. Тогда УК не придётся выпрашивать дополнительные деньги на ремонт. Важно уметь объяснить: «Извините, товарищи, но вы завтра сгорите». Они сами найдут деньги и заставят УК сделать всё, что нужно. У меня деньги на капитальный ремонт собираются на спецсчетах домов, все работы выполняются вовремя. И я не боюсь, что от меня уйдут. Наоборот, кто хочет — отпускаю в качестве эксперимента: попробуйте ещё где-нибудь. Но они, как правило, возвращаются.
Не страшна и недобросовестная конкуренция. Ни один «коммунальный монстр» не сможет отнять у УК дом, если там создано и нормально действует ТСЖ. В 2017 г. в пользу УК «Созвездие» вынесено несколько судебных решений, восстановивших права жителей. Работайте с жильцами — тогда будет легко управлять».
Смотрите также:
- В коммунальных потёмках: чего ожидать воронежцам от реформ ЖКХ →
- В Воронеже идет коммунальная война за дома и кошельки →
- Беспредел в сфере ЖКХ →