Примерное время чтения: 5 минут
95

Большая Вера

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18 30/04/2008

Вера Прокофьевна УКРАИНЦЕВА Праздник весны и труда, 1 Мая, встречает радостно: это ее день. Передовая доярка колхоза "Кировец" Октябрьского района, кавалер орденов Революции, Трудового Красного Знамени и Ленина была депутатом IX созыва Верховного Совета СССР, представляла Курскую область в парламенте страны. Ходила на прием к кремлевским чиновникам, рассказывала о проблемах курского колхоза.

Бывшая депутат и ударник труда наспех повязывает платочек. "Подождите секундочку на крыльце, с хозяйством разберусь, и поговорим", - говорит Вера Прокофьевна. Дом у нее большой. "Но уж, конечно, не сравнить с тем, что у нынешних депутатов. Сегодня они миллионы зарабатывают и пользуются привилегиями до конца жизни. А нам на депутатские расходы только по 60 рублей на сессию давали", - вспоминает хозяйка. - Брежнева видела примерно с такого же расстояния, как вас. Вообще советская власть дала мне много. Ну когда бы я еще посмотрела Москву, встретилась с первыми лицами государства...".

Государству Вера Прокофьевна тоже отдала немало. В год от группы коров надаивала около 120 000 тонн молока - один из лучших показателей в России, за что имеется серебряная медаль Главного комитета ВДНХ СССР. Сегодня Веру Прокофьевну часто приглашают рассказывать о своих трудовых подвигах школьникам Прямицыно. "Если бы вы сейчас были молодой, наверняка другую профессию выбрали бы", - уверенно говорят дети. И недоуменно морщат лбы, когда слышат: "Нет. Я бы хотела свою жизнь повторить вновь".

"Молодым не понять - они родились обеспеченными, не знают, что такое голод. А мы после тяжелых послевоенных лет были счастливы, когда появилась возможность зарабатывать", - говорит Вера Прокофьевна.

И если кто-то считает коллективизацию трагедией русской деревни, она вспоминает то, как колхозы кормили всю страну и давали возможность селянам достойно зарабатывать. "Кто-то говорит, что мы жили под дубинкой. Но ведь дубинка была добровольной. За высокие показатели давали большие премии, был стимул их добиваться".

На трудовые подвиги передовую доярку области толкала сама жизнь. После смерти мужа осталось трое детей. Присутствовало и здоровое тщеславие: "Как только видела по показателям, что кто-то меня догоняет, сразу увеличивала темпы", - улыбается Вера Прокофьевна. Это у нее получалось отлично. Однажды за 10 дней до партийной конференции секретарь райкома попросил ее увеличивать надои хотя бы на килограмм в день. В результате за 10 дней доярка подняла показатели на 30 килограммов. "Ну надо же было доказать, что советский человек может работать лучше", - объясняет труженица.

Издержки командно-административной системы никогда не казались Вере Прокофьевне нелепыми. Да и задумываться над этим было некогда.

Она участвовала во всех культурно-массовых мероприятиях, партийной работе, и по-настоящему любила свою профессию. Коровы ее группы всегда отличались от других не только надоями, но и ухоженностью. "Никогда не то что руку на них не подняла, даже грубого слова не сказала", - говорит Вера Прокофьевна. И когда депутат уезжала на сессию, другие доярки не хотели замещать ее в группе. Слишком разительно отличались их показатели от надоев Украинцевой.

За развалом фермы в 90-е Вера Прокофьевна следила с болью и недоумением: "Раньше, прежде чем скотину выбраковать, десять комиссий созывали. А тут стали продавать десятками. И никто ни за что не отвечал. Как же тут было разобраться, кто во всем в стране виноват, если никто ни за что не отвечает".

Однако после завершения лихорадки 90-х Вера Прокофьевна по-другому посмотрела на перемены в стране. Жить при демократии ей тоже нравится. "Раньше были деньги на машину, а купить я ее не могла. А сейчас машин сколько хочешь. У нас на улице - в каждом дворе. И кто умеет работать, тот может себе позволить купить, - говорит она. - С другой стороны, я раньше с одной зарплаты могла газ за год оплатить. А сейчас ее людям еле-еле хватает, чтобы свести концы с концами"

Она выросла с именем Сталина, до сих пор не верит рассказам о его злодеяниях и на каждых выборах голосует за коммунистов. При этом Вера Прокофьевна просто влюблена в Путина и искренне верит в Дмитрия Медведева. Разобраться в ее политических пристрастиях, вооружившись одной лишь логикой, непросто: каждый период истории страны дорог ей по-своему, как часть собственной истории. И Первомай - по-настоящему ее праздник. Немножко советский, немножко российский. Да и какая разница? Прежде всего это праздник простых людей. А они у нас, к счастью, с переменой политического климата не меняются.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах