aif.ru counter
25

Они скорее философы, чем художники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 09/01/2008

В конце 2007 года в липецком выставочном зале прошла необычная выставка. На суд зрителей были представлены работы не профессиональных и маститых художников, а учащихся липецкой школы-интерната для слепых и слабовидящих детей и их педагога, который в течение 20 лет обучает ребят искусству видеть мир с помощью воображения, красок и карандашей.

Корреспондент "АиФ-Липецк" встретился с руководителем творческой мастерской интерната "Вдохновение", заслуженным учителем РФ, членом Союза художников Вячеславом КАНИЩЕВЫМ и попросил рассказать о работе, которая почти сроднила его с учениками.

Во Франции произвели фурор

- Вячеслав Михайлович, выставка работ ваших учеников вызвала в Липецке большой интерес у многих любителей изобразительного искусства, а как оценили ее в Париже, где она экспонировалась в прошлом году?

- Отзывы были до неприличия восторженные. Мне даже показалось, что парижане были сильно удивлены тем, что в каком-то небольшом российском городе нашлись специалисты, которые сумели так "раскрыть" слабовидящих детей, что они стали не только художниками, но и в какой-то мере философами.

- А как о наших ребятах узнали во Франции?

- Началось с малого. Меня попросили подготовить несколько небольших рождественских работ для парижских церковно-приходских православных центров. Узнав об этом, наши ребята с энтузиазмом откликнулись на это предложение. Сто сорок два воспитанника липецкой школы-интерната представили свои работы. Причем в этой акции участвовали дети разных возрастов: и восьмилетние, и пятнадцатилетние. Было очень приятно, что часть наших работ была размещена в церкви Трех Святителей и Св. Тихона Задонского, одного из самых почитаемых российских святых, чье имя тесно связано с нашим Липецким краем.

Рождественские рисунки так понравились нашим соотечественникам, что меня пригласили показать их еще в Старческом доме Сан-Женевьев де Буа, в котором живут престарелые русские эмигранты. Там я встретился с праправнучкой Александра Сергеевича Пушкина и провел встречу за круглым столом с обитателями этого пансионата. Прощаясь, подарил пожилым людям тридцать рисунков своих воспитанников. Говорят, наши работы до сих пор красуются там, на видном месте.

После этого я получил приглашение показать в июне рисунки воспитанников нашей студии "Вдохновение" в Российском центре науки и культуры, а также провести несколько мастер-классов для юных парижан и учащихся церковно-приходских школ.

- Вы являетесь не только руководителем творческой мастерской, но и учителем рисования школы-интерната. Под вашим началом триста пятьдесят необычных учеников. Как вам удается находить общий язык с такими ребятами и прививать им любовь к рисованию?

- Восьмого января 2008 года исполнилось ровно 20 лет с того момента, как я переступил порог интерната. За это время я предложил свои знания уже не одной тысяче учеников и сегодня каких-то особых проблем у нас не возникает. А пару десятилетий назад все обстояло иначе. Первая встреча оказалась для меня неожиданной. Когда меня представили шестиклассникам, они заявили: "А зачем он нам нужен, мы и так ничего не видим". Да, они плохо видят физически, но еще и не понимают, что можно работать творчески, и я дал обет, что попытаюсь улучшить их творческое здоровье и философское зрение. Пришлось смоделировать особую схему творчества. Во-первых, ребята должны были научиться придумать "что" и продумать "как". У обычных художников это называется композицией. Во-вторых, придуманные "что" и "как" нужно суметь выразить художественными средствами. Это будет рисунком. И третье: то, что ученик придумал и выразил схематично карандашом, нужно поддержать цветом. Это будет живопись. Всего-навсего! Три параметра, три компонента. А сколько времени ушло на то, чтобы ребята это поняли и полюбили. Вначале они говорили: "Зачем показывать наши чувства другим?". Потом стали говорить: "А почему на выставке нет моей работы?". Если раньше я заставлял ребят что-то делать, то теперь они сами просят: "Вячеслав Михайлович, дайте бумагу, дайте карандаш. Что нужно нарисовать?".

Уникальная студия

- На ваших ребят уже не смотрят как на какую-то диковинку, мы привыкли, что работы учеников липецкой школы-интерната экспонируются на всевозможных выставках: городских, областных, российских и зарубежных. Вы довольны таким результатом?

- Качества постоянства: стабильную популярность и узнаваемость, о которых вы говорите, я считаю очень важными. Ребята поверили в себя, и я хорошо понимаю их. Нельзя забывать, что мои воспитанники не вполне здоровые ребята, как сейчас часто говорят, дети с ограниченными возможностями. Поэтому иногда и возникают сложности. Например, приходишь на урок в хорошем расположении духа, а ученик - никакой: у него сильно болит голова, и ему в этот момент вообще ничего не нужно. Поэтому важно понимать своих воспитанников, когда-то полезно промолчать, а когда-то и похвалить, пусть даже за небольшой удавшийся кусочек картины. Я не ставлю своей задачей создать из своих питомцев полноценных профессиональных художников. Им этого и не нужно. Главное - пробудить у детей желание мыслить и творчески трудиться, и если такое желание возникает постоянно, значит, как педагог я поступаю правильно.

- Наверное, как и у каждого учителя, у вас есть любимые ученики. Кого бы вы могли особенно отметить?

- Вообще все мои ученики для меня любимые. Я между прочим все работы помню, которые дети создали за эти годы. Покажите мне любую, и я скажу, кто ее сделал. Была бы возможность, я перечислил всех поименно, но... Не могу не назвать Ирину Глазкову, Надю Денисову, Диму Астрелина, Сергея Бочарова, Сергея Вершинина, Женю Чепыгова...

- Двадцать лет назад вы возглавили детскую творческую мастерскую "Вдохновение". Какой бы подарок хотели получить к этому своеобразному юбилею?

- Если честно, то хотелось бы издать красивый каталог, в котором будут лучшие работы наших учеников за весь период существования нашей студии. Нам есть что показать и что рассказать. Такой каталог стал бы хорошим подарком не только для меня, но и для моих воспитанников, а также для всей нашей школы-интерната. Надеюсь, что в области найдутся спонсоры, которые смогут оказать необходимую помощь. Что касается желаний вообще, то хотелось, чтобы в нашей области появился небольшой выставочный зал, в котором дети с ограниченными возможностями будут экспонировать свои работы: рисунки, различные аппликации, поделки из глины и дерева. Во Франции, да и в других европейских странах, в таких специализированных галереях постоянно действуют выставки-продажи, средства от реализации представленных экспонатов идут детским учреждениям и самим авторам - детям. Думаю, это станет еще одним стимулом для развития детского творчества и для дальнейшего развития духовности и благотворительности, которые нам сейчас всем необходимы.

Ученица Юлия Вострикова: "Я своей работой довольна".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах