Примерное время чтения: 6 минут
39

Школа выживания (05.02.2008)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 06/02/2008

В мае прошлого года Валерий Иванников лишился работы. 15 лет он возглавлял бюро окраски и механической сборки технического отдела завода. В его подчинении работали пять ведущих инженеров-технологов. Свои творческие способности он использовал во благо предприятия, свидетельство - его патенты на изобретения, которые используются на заводе. Да и предприятие вкладывало немалые деньги в повышение квалификации Иванникова, оплачивало обучение в Москве и даже посылало на стажировку в Италию.

А тут его вульгарным образом выкинули за ворота: уволили по сокращению штата, которого, собственно, и не было. Тяжелое моральное состояние усугубляли личные обстоятельства. Он единственный кормилец семьи, у него есть двое малолетних детей, жена в декретном отпуске после рождения младшего сына.

Похвала советскому инженеру

На общественных мероприятиях, проходивших в администрации и на предприятии, итальянские руководители не раз с большой теплотой и благодарностью отзывались о русских специалистах, благодаря усердию которых завод холодильников достиг впечатляющих результатов.

"Липецкое предприятие считается лучшим в компании, - подтвердил ИВАННИКОВ. - К примеру, здесь была разработана информационная система, которая позволяет руководителю в любой момент получить текущую информацию о состоянии дел на предприятии. А затем липецкие специалисты внедрили эту систему на других предприятиях компании, в том числе в Италии. О результатах нашего труда можно судить по уровню производства. В 2000 году, когда итальянцы приобрели предприятие, на нем работали 6500 человек, сейчас - 3110. Тогда в год выпускалось 850 тысяч холодильников, сейчас - 1 миллион 300 тысяч. Это было достигнуто за счет оптимизации труда, которую провели инженеры предприятия. Работник на конвейере занят 80% своей смены, на некоторых позициях - до 95%".

Согласно Трудовому кодексу работодатель самостоятельно определяет численность работников. И он вправе принимать решения о сокращении штата, но при этом обязан соблюдать закон. В техотделе завода действовало бюро термоизоляции, сборки и упаковки и бюро окраски и механической обработки. В первом бюро работали три специалиста, во втором, которое возглавлял Иванников, - шесть. В начале прошлого года в первом бюро создали три новых рабочих места и предложили занять их подчиненным Иванникова, инженерам Т., Г. и Н. По словам начальника техотдела Николая ХАРЛАМОВА, эти должности Иванникову не предлагались, поскольку тогда еще не стоял вопрос о сокращении возглавляемого им бюро. Но месяцем позже Харламов объяснил, что эти два бюро имеют дублирующие функции, и поэтому второе следует ликвидировать. И 19 марта был издан приказ о сокращении второго бюро и предстоящем через два месяца расторжении трудовых договоров с тремя его сотрудниками, в том числе с начальником бюро Иванниковым.

Патентом пользовались, а деньги не платили

Свободный от работы и зарплаты инженер Иванников обратился в суд с иском к "родному" предприятию о восстановлении в должности начальника бюро. На самом деле сокращения штата не было, утверждает он, его увольнение произведено, из-за того что в конце 2006 года трое изобретателей, в том числе сам Иванников, начали судебный процесс о взыскании денежных средств за пользование их патентами. По заключенному соглашению работодатель должен был выплачивать изобретателям 15% от прибыли, полученной от эксплуатации патента, но не делал этого. Судебный пристав в феврале прошлого года пришел на предприятие и изъял матрицу, которая служит доказательством в этом судебном споре. После этого Иванникову было предложено уволиться по собственному желанию. Он не согласился.

И, как выяснилось в ходе судебных слушаний, инженеры Т., Г.и Н. были переведены на новое место работы в период, когда их начальник Иванников находился на больничном, и с ним свой переход не обсуждали. На новом рабочем месте у них подрос оклад. А двое сокращенных коллег Иванникова достигли пенсионного возраста и были уволены по соглашению сторон с выплатой компенсации.

Суд установил, что профсоюзная организация, в которой состоит Иванников, не дала согласия на его увольнение и даже более того: как выяснилось в суде, до издания приказа администрация даже не сообщила профкому о грядущем увольнении члена профсоюза.

Суд посчитал, что работодатель не имел "объективной необходимости для увольнения высококвалифицированного специалиста и умелого руководителя, каковым является истец, при его увольнении допущены грубые нарушения закона".

Суд восстановил Иванникова в должности начальника бюро, обязал работодателя выплатить зарплату за время вынужденного прогула и многотысячную сумму в возмещение морального вреда.

Вынужденный простой

Коллегия по гражданским делам облсуда рассмотрела жалобу администрации предприятия и согласилась с решением Левобережного суда: "увольнение Иванникова В.В. "..." не связано с его деловыми качествами, а носило дискриминационный характер".

Но для успешного инженера с 15-летним стажем работы не нашлось места на предприятии. Одним приказом Иванников был восстановлен в должности, а другим, изданным в тот же день, его рабочее время считается днями простоя, оплату труда производят в размере двух третей от средней зарплаты.

Он называет полным абсурдом свое нынешнее положение: завод работает в полную мощность, а для одного человека особый режим - простой. Утром он отмечает свой пропуск в проходной и покидает территорию завода, в обеденный перерыв возвращается на завод, в столовую.

Рабочее место для Иванникова определили за территорией завода, в двухэтажном старом бараке, где в начале 90-х размещалась администрация стройки. Пустая, ободранная комната с дырами в стене, стул и пустой стол. Нет телефона, не говоря уже о компьютере. А служебная инструкция запрещает принести ноутбук из дома. За такое нарушение могут и наказать. Наказали же его за то, что он в рабочее время прошел на завод и с коллегами обсудил производственную проблему! В рабочее время ему "запрещено покидать комнату N 6 в офисе N 2".

"У меня в работе несколько технических решений, которые могут заводу дать экономию, - говорит Иванников. - Но это, похоже, уже никому не нужно".

Иванников не первый работник, которого вот таким образом выживают с предприятия. Два года назад в пустой комнате этого же барака завершился трудовой путь инженера Елены Санниковой. Ее уволили незаконно, по суду восстановили, посадили в пустой комнате, потом еще раз сократили, и пока ей не удалось добиться восстановления на работе.

Капитал сохраняют и приумножают умные головы и прилежные рабочие руки. И лучший вариант, когда собственник и наемный работник считают себя партнерами по бизнесу и строят отношения на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга.

Партнерство - это, конечно, недостижимый идеал. А произвол тех работодателей, которые строят отношения с подчиненными по принципу "я начальник - ты дурак", ограничивает Трудовой кодекс. С ним обязан сверять свои действия руководитель каждого предприятия. Закон не делает различия между российским работодателем и заезжим инвестором. Но обласканные липецкими властями иностранные собственники слишком уж часто ведут себя так, будто Трудовой кодекс не для них писан.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах