Примерное время чтения: 6 минут
78

Всю жизнь с осколком

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 07/05/2008

"Память о войне" величиной с кукурузное зернышко липчанин хранит в себе всю жизнь.

Был минометный обстрел. Два осколка пробили каску, череп и остановились у мозговой оболочки. Один осколок величиной с кукурузное зерно, а другой в два раза меньше. Как Николая Караичева выносили с поля боя, он не помнит. Очнулся в Краснодаре в госпитале. Сделали рентген, увидели осколки, и отправили в Грозный. Только там был врач-специалист, способный сделать операцию - удалить эти осколки из головы. Пока добирались, солдат то и дело терял сознание. Когда, наконец, его довезли в Грозный, оказалось, что хирург уехал в Москву. Так и пришлось пролежать в госпитале четыре месяца, пока рана не затянулась. С этими осколками Николай Васильевич и войну прошел, и до 90-летия дожил.

Родился в рубашке

"Когда я рассказываю о своей жизни, мне никто не верит, - улыбается Николай Васильевич. - Я сын деникинского офицера, а парторг помог мне выучиться и на военный завод пойти работать. Отдыхал я в резиденции Николая Второго и ехал по "поющему" мосту, а когда возвращался домой, на перроне меня одного оркестром встречали. Плыл даже на личном корабле Гитлера, где все золотом покрыто. А родился я на хуторе Липовский, в Волгоградской области, в устье реки Липовка, и живу сейчас рядом с рекой Липовка, на улице Липовской".

Николай Васильевич родился в 1918 году на хуторе Липовский Суровикинского района Волгоградской области в зажиточной семье донских казаков. Его отец служил в деникинской армии офицером. Когда отступала деникинская армия, отца убили. В два года остался Николай с матерью и сестрой.

Когда началась война, Николай Васильевич работал токарем на военном заводе - делали пушки. В 1941 году всех призывали на фронт, но работников военных заводов не брали, стране нужны были специалисты в тылу. Люди работали по 12 часов и больше без отдыха. Пока 22 августа 1942 года фашисты не начали бомбить город. Вечером того же дня в Сталинграде организовали ополчение. Николай вместе с другими ополченцами рыл окопы. Немцы наступали. Окопы приходилось копать почти под каждым домом, потому что за каждый дом шла борьба. В октябре Николая ранило в левую руку осколком. Раненых переправляли на другой берег Волги на баржах. В первую очередь грузили тяжелораненых, потом уже ходячих. На берегу их оставалось пять человек, когда сказали: "Хватит, больше на баржу никого не грузить". Николай остался. Баржа дошла только до середины Волги, как налетели немецкие самолеты и разбомбили ее. Николая перевезли на утренней барже. В конце ноября, когда ранение зажило, он отправился в военкомат.

"Пришел я в военкомат и попросился на фронт, - рассказывает Николай Васильевич. - Мне сказали: "Вы работник завода, у вас броня. Ваш завод эвакуирован на Урал, поезжайте за ним". Но я не поехал. А в январе 1943-го броня моя закончилась, меня призвали в армию, определили в роту автоматчиков. Те места, где я побывал еще в мирное время, мне довелось теперь освобождать, я снова вернулся сюда. Мы освобождали Кавказ и Кубань, города Армавир, Тихорецк, Краснодар. К концу апреля подошли к станице Крымская. Задание было такое: взять станицу к 1 мая".

Здесь Николай Васильевич и получил ранение в голову. "По закону меня должны были освободить от армии после такого ранения. " Но, врачи сказали, что ноги и руки у меня целы и отправили опять на фронт".

Успел Николай Васильевич и в боях за освобождение Украины. На границе с Румынией получил первую медаль "За отвагу" и орден Славы.

Резиденция Николая Второго и золотой теплоход Гитлера

"От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей человек проходит как хозяин необъятной Родины своей..." - слова этой песни Николай Васильевич считает девизом всей своей жизни. Действительно, он побывал почти во всех уголках нашей страны. Еще до войны туристом отдыхал на юге, прошел пешком через Кавказские горы, был в Сочи. Здесь даже ему довелось пожить в резиденции Николая второго.

"На заводе в соревнованиях по лыжам я с двумя товарищами занял первое место, - рассказывает Николай Васильевич. - Нас вызвали и говорят: выбирайте - премию по 500 рублей или путевку. Мы в то время на военном заводе неплохо получали, от денег отказались. Маршрут путешествия по путевке был Сталинград - Сочи пешком через Кавказский хребет.

Семь дней мы были в горах. Спустились - видим здание из красного кирпича. Очень на кремль похоже, такие же зубчики вдоль всего забора. Повели нас внутрь, и мы увидели огромный мраморный стол на 25 персон, полумягкие стулья. Проводник говорит: наш пеший маршрут окончен в резиденции царя Николая Второго. Погостили мы три дня, нас посадили в автобус ехать в Сочи. Перед поездкой предупредили - слушайте внимательно. Что слушать, мы сначала не поняли, а когда автобус тронулся, на мосту раздались звуки вальса. Оказалось, мост сделан из нержавеющих труб разного диаметра и толщины, а когда по нему едут медленно, он "поет".

Во время войны освобождал Кавказ, Кубань, дошел до Венгрии. Был и на Украине - учился в конце войны в Киеве, в танковом техническом училище. Начал войну рядовым, как говорит про себя Николай Васильевич, а закончил офицером.

После войны поехал в родной Сталинград, но от города остались только руины. И хотя завод, на котором работал до войны, уже вернулся, устроиться туда Николаю не удалось. Нужна была прописка, а прописаться было негде. Пришлось поехать к родственникам, которых видел в первый раз в жизни, в Симферополь, жил у них. Работал на заводе. Потом завербовался в Магадан, поехал на Чукотку по договору. А когда договор в 1950 году закончился, на шесть месяцев отпустили в отпуск.

"Когда узнали, на чем поплыву оттуда, сказали: "Ох, и повезло же вам, на золотом теплоходе побываете"! Я думал, шутят. А он внутри на самом деле был весь покрыт золотом, все блестит, даже стены и посуда позолоченные". Позже Николай Васильевич узнал, что это был личный теплоход Гитлера. После войны ценный трофей назвали "Россия".

В Липецк Николай Васильевич приехал в 1954 году. Молодому комбинату тогда требовался токарь высокой квалификации. Так и остался здесь, проработав 22 года.

Часто приходится слышать, как люди сетуют, что живут плохо, в жизни не везет. А вот Николай Васильевич всю жизнь считал себя счастливым человеком. Даже сейчас говорит: "Все было бы хорошо, жаль только, жена рано умерла".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах