aif.ru counter
06.08.2008 00:00
15

Самсон и филистимляне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 06/08/2008

Приближается очень важная в истории России дата: 150 лет отмены крепостного права. Какое значение это событие имеет для наших современников? Об этом корреспондент "АиФ-Липецк" беседует с доктором исторических наук Леонидом ЗЕМЦОВЫМ.

Крестьянский дух начала ХХ века

- 50-летие освобождение крестьян широко отмечалось в царской России. В каждом волостном правлении крестьяне держали бюстик Александра II в благодарность за то, что он одним росчерком пера в 1861 году освободил 22 миллиона крепостных душ. Крестьянин - главный кормилец и защитник Отечества. И так было на протяжении веков. В благодарность за это надо почтить его памятником. Он трудился для прокорма своей семьи, платил подати, на которые содержал государство, и голову складывал, защищая Отечество.

- Каким было черноземное крестьянство сто лет назад, перед началом великих потрясений, преобразивших Россию? Оно поднялось на ноги за полвека, прошедших с отмены крепостного права? Много ли было зажиточных?

- Расслоение среди крестьянства было. Но вопрос в том, какой характер оно носило: социальный или имущественный? Социальный - это разделение крестьянства на буржуазию и пролетариат. Имущественный - это когда крестьянин сегодня богатый, а завтра у него волк лошадь задрал, ему не на чем обрабатывать свой надел, и он обнищал. А потом Бог ему послал, жена четырех сыновей родила, и на каждого ему дали землицы, он собрался с силами и купил лошадь, вспахал, засеял, собрал урожай, а тут дети подросли, и он опять стал зажиточным.

Я пытался подсчитать по Тамбовской губернии, частью которой был Липецк с прилегающими районами, сколько в ней было зажиточных крестьян. Земли у такого хозяина много, он нанимает работников, у него хороший фруктовый сад и мятный заводик, выжимает мятное масло и продает. Насчитал таковых около четырех процентов. А остальные? Многие тоже нанимали работников, по советской методологии это буржуазия. Но когда я смотрел документы, то видел, что он брал на работу родственника, стоящего на более низкой ступени экономического развития, кормил, платил ему, и работал вместе с ним. Хозяин одну соху тянет, работник - другую. За стол они вместе садятся, из одной миски щи хлебают, и развлечения у них одни и те же. Трудовое крестьянское хозяйство, как говорил лидер эсеров Виктор Михайлович Чернов. Эксплуатация начинается, когда у хозяина остаются только распорядительно-организационные функции.

- Крестьянин той эпохи жил уже хорошо или по-прежнему плохо, как при крепостном праве?

- К оценке уровня жизни крестьянина начала ХХ века не применимы наши сегодняшние мерки. Изба топилась по-черному, в ней были земляные полы, зимой скотину брали в избу, отчего в ней держался тяжелый дух. Русский крестьянин имел свою трудовую этику и морально-нравственные ценности, выработанные веками жизни на земле.

Он был религиозен, жил в соответствии с евангельскими ценностями в той мере, в какой они соответствовали его образу жизни. Равенство всех людей, обязательный труд, причем труд физический. Он по-другому жить не мог.

На рубеже XX века появляются крестьяне, которые, пользуясь благоприятными обстоятельствами, зажиточным положением, а иногда и полностью выкладываясь материально, получали образование. На днях я читал воспоминания митрополита Вениамина Федченкова, выходца из Тамбовской губернии, его отец был крестьянином, а мать из духовного сословия. Он рассказывает, как его маманя громадными трудами собирала каждую копеечку, чтобы дать детям образование. И таких крестьянских родителей было много. Если в середине XIX века среди студентов высших учебных заведений преобладали дворяне, то к первой мировой войне их осталось только треть, а более половины составляли крестьяне и мещане. Крестьянин начинает быть другим...

Почему русский мужик выступил против царя

- И дело дошло до того, что крестьяне оказались членами Государственной думы. Как они туда попали? Ведь сегодня парламент демократической России недоступен крестьянам.

- По Закону о Первой Государственной думе, разработанному правительством Витте, она должна быть крестьянской. Дело не в религиозных убеждениях. Власти считали, что крестьянин по своему духу монархичен, и него можно опереться, чтобы проводить нужные решения. В Первую Думу избирался так называемый обязательный мужик. В каждой губернии выбирали одного мужика, а потом уже - выборщиков, среди которых преобладали крестьяне, их было больше, чем землевладельцев и горожан. Тамбовскую делегацию в Государственной думе составляли священнослужитель и крестьяне. От Орловской губернии, в которую входил Елецкий уезд и город Елец, был избран предводитель дворянства Стахович, а почти все депутаты были из крестьян. Они составляли около двух пятых членов Первой Государственной думы.

- Но надежды монарха на послушную Думу не оправдались, она просуществовала недолго и была распущена. Почему?

- Крестьян против царской власти настроило убеждение, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Бог, изгоняя из рая Адама и Еву, сказал: "В труде своем добывайте себе пропитание". Крестьяне жили по этому завету. А господа, которые владели тысячами десятин земли, но ее не обрабатывали, по крестьянскому убеждению, права на эту землю не имели. Некоторые из крестьянских депутатов говорили: "Царь-батюшка за нас переживает, он землицу у господ отнимет и отдаст нам". Но была и другая категория крестьян, получивших образование. К примеру, товарищ секретаря Государственной Думы Георгий Никитич Шапошников, курский крестьянин. Он получил образование на родине и потом два года в Сорбонне поучился. Среди членов Думы было немало народных учителей. Это звание крестьянские дети получали, окончив специальные курсы, и затем работали в родной или соседней деревне. Представители учительства из крестьян выступили в Думе организаторами так называемых трудовиков, которые были готовы политическими методами сделать все возможное для принятия законов, которые отдали бы землю крестьянам.

Когда община крестьян посылала в Думу, то давала им наказ: "Землицу для нас добудьте". И старики говорили своим посланцам: "Милый, за то, что ты в этой Думе ничего не будешь делать, такие деньжища тебе будут платить, так ты их в подати перечисляй". Депутатам платили деньги по крестьянским понятиям невероятные: 10 рублей в сутки. В газетах отмечалось, что такой-то депутат из крестьян швейцаром у богатого работает, а такой-то в другом месте. "Общество сказало: перечисляй деньги в подати, я туда отправляю, - пояснил депутат. - А самому жить на что-то надо, вот и работаю".

- В Государственной думе было много выдающихся людей, которых помнят до сих пор. Вы упомянули елецкого помещика Михаила Стаховича. А были ли яркие личности у представителей "податного сословия"?

- Среди крестьян были умнейшие люди. Ум - это не только функция образования, жизнь тоже учит. Можно быть не очень грамотным, но умнейшим человеком. На заседании Государственной думы 13 мая 1906 года после заявления председателя правительства о том, что земли крестьянам не будет, выступил Иван Терентьевич Лосев, крестьянин Тамбовской губернии. "Душу мою очень опечалило выступление господина председателя Совета министров, - сказал он. - Если землицы у нас не будет, то и делать нам нечего. И поступим мы, как поступил могучий, но слепой Самсон, когда филистимляне приковали его к колоннам храма. Он услышал, как враги радуются его пленению, и подумал: "Пусть погибнет душа моя вместе с филистимлянами", напрягся и сорвал колонны храма. Погиб и сам Самсон, погибли и филистимляне..."

"Тишина в зале стояла необыкновенная, - вспоминали перводумцы в своих мемуарах, которые писали уже в эмиграции. - За 11 лет до революции простой крестьянин напрямую высказал пророчество о гибели дома Романовых. Господа, предупредил он, подумайте о народе, сделайте для него то, что ему нужно, и держава наша укрепится...".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество