33

Нешуточные баталии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 22/10/2008

Антимонопольная служба потребовала от администрации Липецкой области устранить дублирование федерального законодательства.

Добраться до работы быстро

Частные перевозчики на улицах Липецка - это благо для рядовых граждан. Новые маршруты и большое количество автобусов позволяют липчанам добираться до работы быстро и с комфортом из отдаленных кварталов и пригородных поселков. Салоны общественного транспорта в час пик больше не напоминают по своей плотности и ауре "бочку с селедкой". И на остановках уже не встретишь массовых скоплений ожидающих граждан.

В нынешнем году мэрия определяет долю перевозок муниципального транспорта в шестьдесят с лишним процентов. Она тратит довольно значительные бюджетные деньги на развитие транспорта, планирует закупить автоматизированную систему учета перевозок пассажиров на основе GPS и даже ввести систему оплаты по карточкам, что, конечно, позволит заработать "своим" предпринимателям и банкам на этих новшествах.

Но век бюджетных дотаций в транспортной сфере недолог. Государство сокращает пространство для муниципального транспорта в пользу частного. В первом чтении Госдума приняла проект закона, который ограничивает долю муниципального транспорта в пассажирских перевозках до 35%.

Перевозчики защищают свой бизнес

И частные перевозчики готовы занять освобождающуюся нишу. Они стали серьезной силой, грамотно защищающей свое законное право на ведение бизнеса. Недавно группа частных предпринимателей пожаловались в Липецкое управление Федеральной антимонопольной службы (ЛУФАС) на действия ГУ "Административно-транспортная инспекция Липецкой области" (ГУ АТИ), которое препятствует им осуществлять свою деятельность в сфере пассажирских перевозок, проводя проверки их деятельности с нарушением закона.

ЛУФАС выяснило, что в своей деятельности ГУ АТИ руководствуется законом Липецкой области "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования в Липецкой области" и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях (КоАП ЛО). В ходе анализа этих документов установлено, что некоторые местные нормы регулируют правоотношения, которые уже урегулированы Госдумой.

Областные нормы дублируют федеральные

Как пояснил "АиФ-Липецк" главный специалист-эксперт ЛУФАС Роман МАРГИЕВ, при рассмотрении заявления выяснилось, что КоАП ЛО содержит три противоречащих федеральному законодательству статьи, используя которые областная инспекция проверяла позиции, которые уже контролировали федеральные органы. Так, инспекция претендовала на проверку технического состояния автобусов, что входит в обязанности управления Дорнадзора, которое выдает лицензии маршрутным такси на ведение пассажирских перевозок.

Инспекция также проверяла контрольные билеты для пассажиров на соответствие установленным образцам. Но билет является своего рода контрольно-кассовым чеком, а это уже "епархия" налоговой инспекции. Инспекция следила за тем, чтобы маршрутки останавливались только на остановках. А проверками на дорогах занимается ГИБДД.

И четвертый момент: статья 13 областного закона о перевозках выдвигает требования к журналу технической документации, что дает инспекции право на проверку. По федеральному закону контроль за техническим состоянием транспорта производится при обязательном прохождении техосмотра.

Проверки лишают бизнесменов доходов

Проверки, проводимые ГУ АТИ, как пожаловались предприниматели, мешают им осуществлять хозяйственную деятельность и порой затягиваются на целый день, что лишает их доходов. По сути проверки являются дополнительными административными барьерами, которые в будущем могут привести к тому, что действующие перевозчики уйдут с рынка, а новые не придут. А это приведет к монополизации рынка пассажирских перевозок отдельными субъектами.

Липецкий отдел Минюста своим заключением подтвердил, что областное законодательство в этой части дублирует федеральное. ЛУФАС сделало вывод, что, руководствуясь этими нормами, транспортная инспекция фактически препятствовала конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

Новые хозяйствующие субъекты не рискуют осуществлять свою деятельность, а действующие из-за препятствования их деятельности, возможно, вынуждены будут уйти с этого рынка. Сложившееся положение приведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, что повлечет ограничение конкуренции.

Антимонопольное ведомство признало администрацию Липецкой области, принявшую эти документы, и ГУ АТИ нарушившими п. 2 ч. 1 ст.15 "Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами" и п. 4 ст.16 "Ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов" Федерального закона "О защите конкуренции" и предписало им устранить нарушения.

В тему

На иск власти ответили встречным иском

Областные власти не выполнили полученное предписание. Антимонопольному управлению не осталось ничего иного, как отстаивать интересы малого бизнеса в судебном порядке. По его заявлению в Арбитражном суде Липецкой области начался процесс, в котором ответчиками выступают администрация Липецкой области и Липецкий областной Совет депутатов. Заявитель потребовал признать недействующими четыре статьи липецкого КоАП и три положение статьи 13 областного закона об организации пассажирских перевозок. А в качестве обеспечения по иску он попросил суд приостановить действие спорных положений Кодекса и данного закона до вынесения решения суда. Но суд в обеспечении и иска отказал. А областные власти перешли в наступление. Администрация и облсовет подали встречные иски к УФАС, требуя отменить предписание.

Надо отметить, что областное законодательство о пассажирских перевозках несколько лет назад уже было предметом спора между этими же сторонами. И тогда УФАС выиграло. Областному Совету пришлось вносить изменения в областной закон.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах