26

Учить готов!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 02/09/2009

В канун наступившего вчера нового учебного года в Липецкой области состоялись традиционные педагогические встречи. В разное время они проходили в разных форматах. Теперь же была избрана современная манера общения, посредством видеосвязи в реальном режиме времени.

Насколько видеоконференции способны заменять возможности личного обмена мнениями, споры, диспуты, "круглые столы", предстоит узнать в дальнейшем. Зато чиновники образовательного ведомства смогли донести свои перспективные планы до каждого района региона.

Экономия от оптимизации

Благодаря современным информационным технологиям три тысячи участников образовательного форума в городах и районах области услышали претензию губернатора Олега Королёва к местным педагогам: "Вы привыкаете учить и отвыкаете учиться". И "отвыкших", по его оценке, 99% среди десятитысячного учительского коллектива.

Другой поразительной новостью форума стало сообщение о том, что благодаря оптимизации - закрытию малокомплектных школ и сокращению числа педагогов - бюджет области сэкономил 646 млн. рублей, которые останутся в отрасли и будут "использованы с большей пользой". Как было отмечено, в этих закрытых школах порой учителей бывало больше, чем учеников. А что касается экономической стороны дела, то, по оценке чиновников, "на деньги, которые расходуются в малокомплектных школах, можно смело направлять ребят в Гарвард".

Сэкономленной суммы хватит, чтобы всем педагогам области увеличить зарплату процентов на 20-25. Но вряд ли это будет сделано, хотя, по словам начальника управления образования и науки Юрия Тарана, средняя зарплата педагога уже - 10,5 тыс. рублей (как раз два прожиточных минимума - взрослый и ребенок). Это на 3,5 тыс. рублей ниже средней областной зарплаты и в три раза меньше, чем получают чиновники областной администрации, к которым у губернатора нет столь высоких требований.

Учительские гонки

Липецкие школы давно стали зоной повышенной требовательности со стороны областных властей. Это положительным образом повлияло на их облик. Уже не найдёшь унылой масляной краски на стенах классов и коридоров. Ремонты проводят профессионалы с применением современных материалов. Компьютерные классы и интерактивные доски стали привычным делом.

Одновременно власти повысили требования к педагогам. Руководители отрасли заявляли, что школа должна давать детям более прочные и глубокие знания, которые отвечают современным требованиям. При тарифной системе труда стимулировать лучшую работу педагога должен был надтарифный фонд. Но, как показал опыт, его влияние на доходы педагогов оказалось не столь значительным.

С начала нынешнего года была введена отраслевая система оплаты труда. Её цель - бюджетник не должен "сидеть на окладе", он должен свою зарплату зарабатывать. Областными законами и нормативными документами создано много позиций, выполняя которые, школьный учитель способен значительно увеличить свой доход. Он, например, может работать больше положенных по ставке 18 учебных часов, что и наблюдается в большинстве школ. Классное руководство даёт тысячную прибавку. Учитель может получить первую и даже высшую категорию, готовить собственные инновационные методики и участников олимпиад, что принесёт ему денежную прибавку. Отличившиеся педагоги получают областные премии в 40 и 60 тысяч рублей и 100 тысяч рублей как грант по нацпроекту "Образование". Наконец, можно принять участие в конкурсе "Учитель года" и, победив, получить премию в 100 тыс. руб.

Но этими ослепительными возможностями пользуются считанные единицы. Причина в том, что нет однозначных критериев оценки труда педагога, как это прозвучало на форуме. Результат его деятельности - хорошие знания подопечного, которые в значительной степени зависят от самого ученика, его способностей и заинтересованности.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах