Примерное время чтения: 3 минуты
73

Нет бумажки - нет пенсии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 30/06/2010

22 июня, в День скорби, в Липецке произошёл весьма показательный для нынешней России случай. Матери погибшего военнослужащего отказано в праве на возврат недополученной пенсии лишь на том основании, что она, мол, не сумела запастись нужными доказательствами.

Заявительный принцип

Лидия Васильевна Бова подала в суд на военкомат и по.требовала доплатить ей пенсию по случаю потери кормильца. Её сын полковник Игорь Свиридов при выполнении боевого задания погиб в Чечне в мае 1996 года. Посмертно ему было присвоено звание Героя России. По закону пенсия Лидии Бове должна была бы выплачиваться с сентября 1997 года. И это право признано военкоматом, который представил в судебное заседание расчёт сумм помесячно. Но получает она её с января 2000 г., когда подобные выплаты были назначены отцу Героя, Валентину Свиридову.

Истица рассказала суду, что она задавала вопрос о пенсии на личном приёме у военкома и подавала заявления, но не получала ответа. Согласно закону, пенсия за прошлые годы выплачивается без ограничения срока, если она не получена по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию.

Но, так прописано в законодательстве. А на деле - "без бумажки - ты букашка". В судебном заседании под председательством Надежды Берман представитель военкомата Валерий Брянский стоял на позиции: нет доказательств, что истица обращалась за пенсией до 25 декабря 2000 года, а принцип назначения выплат - исключительно заявительный. Да, соглашается сторона ответчика, Л. Бова в 1997 точно посещала военкомат, раз получила справку на коммунальные льготы, но "забыла" поинтересоваться своими льготами и не подала заявления с просьбой назначить ей пенсию.

Виноваты - общественники?

Факт личной встречи с истицей подтвердил вызванный в качестве свидетеля тогдашний военком Владимир Загитов. Генерал припомнил, что на той встрече говорили о предоставлении жилья, а вот обращалась ли Лидия Васильевна за "пенсией", ему об этом не докладывали. На уточняющие вопросы суда о заявлении истицы, он отвечал, что этот документ через его руки не проходил, а наиболее оптимальный способ отправления заявления - по почте. Кстати, военкоматом в суд не была представлена книга регистрации обращений: велась, но была уничтожена, срок хранения - всего-то пять лет.

Но, дело даже не в бумажной казуистике. Ведь "за окном" не грозные годы Великой Отечественной войны, когда "похоронки" отправлялись тысячам семей погибших за Родину бойцов. Слава Богу, в Чеченской бойне пало намного меньше защитников отечества. Сам собой напрашивался вопрос к должностным лицам: "А почему вы не разъяснили убитой горем матери Героя об установленном государством праве на пенсию в 1997 году, не настояли о написании ею заявления? Или почему не выплатили долг государства полностью при назначении пенсии в 2000 году?"

Вместо ответа на эти вопросы в суде "отчитали" свидетеля Раису Буданову, лидера организации, поддерживающей родственников погибших военнослужащих, за то, что та вовремя не оказала юридической помощи Л. Бове.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах