Примерное время чтения: 6 минут
166

Последний герой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18 04/05/2011

77 лет назад была учреждена одна из главных наград страны - звание Герой Советского Союза. Первыми героями стали семеро лётчиков, участвовавшие в спасении челюскинцев. Потом Золотой Звездой награждали участников войны, космонавтов. Всего - почти 13 тысяч человек. Сегодня многих из них уже нет в живых. А в Липецке остался только один фронтовик, кавалер Золотой Звезды - Александр КИРИЛЛОВ. Накануне 9 Мая редакция "АиФ-Липецк" побывала у него в гостях.

Боевое крещение

Александр Семёнович родился в 1921 году в селе Япрынцево Оренбургской области в крестьянской семье. Ещё в школе поступил в аэроклуб. А потом - в Чкаловское авиационное училище, правда, заканчивать его пришлось экстерном - началась война. В августе 1942 года молодого лётчика направили на фронт. С лёгких учебных самолётов ему пришлось пересесть на тяжёлые неповоротливые Ил-2 или, как их ещё называли, "летающие танки".

- Переучивались на ходу, - вспоминает Александр Семёнович. - Если бы не наш командир Евгений Ресслер, меня бы уже не было в живых. Он был настоящий педант и от нас требовал того же - воротнички должны быть выглажены, пуговицы пришиты. В авиации, говорил он, не бывает мелочей. Мы поначалу злились, а потом поняли, для чего он это делает. Другие эскадрильи, отправляясь на задание, могли не вернуться, а наши лётчики возвращались все до одного.

Первое боевое крещение Кириллова состоялось в небе над Воронежем. Группа, в состав которой он входил, получила приказ нанести штурмовой удар по переправе через Дон и скоплению фашистских войск. У цели наши самолёты были встречены сильным зенитным огнём. Но несмотря на сопротивление врага переправа была разрушена, противник уничтожен.

На Орловско-Курской дуге

А вскоре 22-летнего Кириллова назначили командиром эскадрильи. Благодаря умению и мастерству ему удавалось выходить из, казалось бы, совсем безнадёжных ситуаций.

- Однажды во время выполнения задания в радиатор двигателя попала пуля, стало вытекать масло, я понял: до аэродрома не дотяну - нужно садиться, - вспоминает один из таких "безнадёжных" эпизодов Александр Семёнович. - А что такое посадить штурмовик, в котором только одной брони 980 килограммов? Но времени было в обрез. На свой страх и риск я стал снижаться и... посадил самолёт в открытом поле.

Весной 1943-го Александру Кириллову довелось побывать в настоящей "мясорубке". Он громил противника и прорывал его оборону на Орловско-Курском направлении Брянского фронта. Ему удалось не потерять ни одного экипажа, хотя в те жестокие и кровавые годы, как правило, за боевой вылет из девятнадцати экипажей возвращался только один.

Много лет спустя его однополчане вспоминали: "Александр Семёнович всегда думал о своих лётчиках, к каждому лично подойдёт - объяснит задание. Все стремились попасть в его группу, потому что знали - вернутся живыми".

"Не мог не выполнить приказ"

Но однажды Кириллов сам оказался на волосок от смерти. Случилось это в январе 1943 года. На своём штурмовике вдвоём со стрелком они вылетели на боевое задание.

- До этого нас всегда сопровождали более маневренные истребители, призванные защищать штурмовик. А в этот раз моя группа уже улетела. Мне приказали лететь одному, - рассказывает Александр Семёнович. - И вот мы возвращаемся обратно, а была зима. И тут по нам открывают огонь: мой стрелок на фоне снега не заметил вражеские самолёты, которые тоже были белого цвета. Мы начали падать. Стрелок погиб, я чудом остался жив, но получил ранение.

Правда, в его личном деле об этом не сказано ни слова. Да Александр Семёнович сам и не настаивал на этой записи. Он вообще человек очень скромный. Наверное, таким и должен быть настоящий Герой. Всего за период боевых действий Кириллов совершил 129 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв. Им лично было уничтожено 22 танка, 77 автомашин, 37 орудий, 1 паровоз, 5 вагонов, сбит истребитель противника, истреблено до 480 вражеских солдат и офицеров. Он участвовал в Курской битве, в обороне и освобождении Воронежа, Белоруссии, Украины, Польши, Варшавы и дошёл до Берлина. Свой последний боевой вылет совершил 29 апреля 1945 года.

Другие "герои"

А 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Кириллову было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны его направили в Липецк на курсы переподготовки лётчиков для войны с Японией. Но когда Кириллов отучился, война уже закончилась. Потом боевой ас поступил в военно-воздушную академию в Монино и был откомандирован в Прикарпатский военный округ, а через год - в Австрию на должность заместителя командира полка. С 1960 года служил в липецком авиацентре. А с 1976 года Александр Семёнович на заслуженном отдыхе. Вместе с женой Лидией Александровной проживает в Липецке. Несмотря на то, что он давно оставил службу, ему не безразлично, что происходит в нынешней армии.

- Мне страшно и больно смотреть на то, что творится, - с горечью в голосе говорит он. - Всё куплено и продано. Нет понятия чести, совести. Если мы не одумаемся, скоро у нас вообще не будет армии.

А его супруга Лидия Александровна рассказала такую историю. Однажды накануне очередной годовщины Победы она обратилась в управляющую компанию, узнав, что те делают бесплатный ремонт ветеранам. А в ответ услышала - не положено, ваш муж - Герой, вот был бы просто участник войны... Если мы так относимся к Героям, то какое будущее нас ждёт? Или у нас теперь другие герои - абрамовичи и дерипаски?


Для Справки

Звания Героя Советского Союза был удостоен 171 уроженец Липецкой области. За подвиги в Великой Отечественной войне Золотую Звезду получили 160 липчан. Сейчас в Липецке осталось только два героя, и оба лётчики: Александр Кириллов и удостоенный этого звания позже Юрий Чурилов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах