70

Соло для пилы и топора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 10/08/2011

Помните строки из знаменитого стихотворения Владимира Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб..."? Думаете, это невозможно? Тогда вы просто никогда не бывали на концерте шумового оркестра из села Боринское.

Эти артисты ещё и не такое могут. Они легко извлекают звуки из, казалось бы, совсем не "музыкальных" инструментов - пилы, топора, косы, ведра и даже печной заслонки. О том, как им это удаётся, "АиФ-Липецк" рассказывает Владимир РУКАВИШНИКОВ, руководитель необычного ансамбля.

Всё началось с... бутылки

- Владимир Михайлович, где же учат так виртуозно играть на пиле?

- Да разве такому где-нибудь научат (смеётся - Ред.)?! Только в нашем оркестре! И, кстати, не только на пиле, но и на наковальне, бутылках, вёдрах, ложках, печной заслонке, граблях и стиральной доске. Вы даже не представляете, сколько разных звуков можно извлечь из этих, казалось бы, совсем не музыкальных "инструментов". Возьмите, к примеру, обычную пилу. Ударишь по ней молоточком - один звук, а согнёшь - уже совсем другой. А ведро - это же сложный музыкальный инструмент! Сколько вёдер - столько разных звуков они издают.

- А как вообще появилась идея создать такой необычный оркестр?

- Случайно. Три года назад к нам в дом культуры из Липецка приехала комиссия, и перед нами, культработниками, поставили задачу - показать гостям миниатюру "Сельская жизнь". Мы наспех соорудили декорации - поставили плетень, лавки, надели народные костюмы. А что дальше делать -

не знаем. Из инструментов у нас только рояльная гармошка. И тут видим - стоит стеклянная бутылка. Мы её взяли и попробовали выстукивать ритм -

получилось необычно. Но, главное, гостям понравилось. Так всё и началось. Какие-то "инструменты" мы брали в этнографическом музее, например, печную заслонку и ступу, какие-то - косы, грабли -

покупали у населения.

- Любой инструмент можно заставить "звучать"?

- Даже топор! Главное - правильно его использовать и знать, какой звук хочешь извлечь. Например, ударяя друг о друга чугунные крышки от кастрюль, можно воспроизвести колокольный звон. Перезвон бубенцов получается, если выстукивать палочками по наполненным водой стеклянным бутылкам. С помощью обычного целлофана можно изобразить художественный свист. А с помощью косы - звук "косьбы".

Каждому - свой инструмент

- На каком инструменте, на ваш взгляд, играть сложнее - на пианино или на пиле?

- Я считаю, что играть на пиле или косе в какой-то степени даже сложнее, чем, к примеру, на баяне или пианино. Там существует веками отработанная методика обучения, исполнения, к тому же всегда можно заглянуть в ноты. А здесь всё держится на импровизации. Кроме того, нужно попадать в ритм, держать свою партию - а вы думали, это просто? Инструмент должен гармонировать с другими и дополнять основную мелодию, которую создаёт рояльная гармонь. Для этого надо постоянно репетировать. Чтобы подготовить номер, требуется порой два, а то и три месяца. А это ещё и физически тяжело.

- А что же здесь тяжёлого?

- Ну как же! Например, во время исполнения песни "Во кузнице..." мы используем настоящую наковальню. Чтобы она правильно "прозвучала", нужно с определённой частотой ударять по ней тяжёлой кувалдой - а для этого требуется физическая сила. Так что в этом номере у нас задействованы только мужчины. Но и женщинам приходится несладко. Знаете, как болят руки после игры на ложках? Такую нагрузку могут выдержать только настоящие фанаты своего дела.

- И кто же эти люди?

- В нашем коллективе люди самых разных возрастов и профессий - культработники, зоотехники, продавцы, библиотекари, уборщицы. Есть у нас и свои "ветераны". Например, 85-летняя Ольга Чуракова - никто так виртуозно не играет на балалайке, как она. А ведь у неё даже нет начального музыкального образования. Да это и не нужно. Главное - желание. Так что мы всем рады. И каждому подберём свой инструмент -

ведь кому-то проще играть на вёдрах, а кому-то на крышках от кастрюль.

Сохраняя традиции

- А любую мелодию можно исполнить на таких инструментах?

- При желании, конечно, можно сыграть всё, что угодно -

даже "Битлз". Но мы специально не берём эстрадные композиции - подобных ансамблей и без нас хватает. Основу нашего репертуара составляют русские народные песни. Именно они в старину помогали людям трудиться, сопровождали и в горе, и в радости. Всё это мы и стремимся донести до слушателя. Неслучайно и то, что в качестве музыкальных инструментов мы используем именно предметы крестьянского быта. Они помогают нам передать нужный образ, создать нужное настроение.

- Как же реагирует публика на ваши выступления?

- Сначала, увидев нас, люди удивляются - мол, зачем это музыкантам косы и топоры? Но стоит только услышать, как они звучат - и все приходят в полный восторг. Случалось, что во время нашего выступления зрители вскакивали с мест и пускались в пляс, а то и вовсе выбегали на сцену. А некоторые инструменты завоевали особую любовь публики. Например, железные кружки - мы наполняем их водой, подносим к микрофонам и дуем - получается очень необычный звук. Зал тут же взрывается аплодисментами. Но на каждом своём выступлении мы стараемся удивлять зрителей чем-то новым.

- И чем же собираетесь удивить в следующий раз?

- У нас много всяких задумок. Например, сейчас ломаем головы над тем, как можно использовать чугунные утюги, которыми пользовались ещё наши бабушки. Вот как придумаем, и вас на концерт пригласим. Уж поверьте - будет интересно!


Досье

Владимир Рукавишников родился 7 мая 1952 года в селе Боринское. Окончил Липецкое областное культурно-просветительское училище. Баянист с многолетним стажем. С 1983 года работает в Боринском центре культуры и досуга.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах