aif.ru counter
40

"Планета нас "обскакала"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 12/10/2011

На прошлой неделе Липецкий драматический театр открыл 12-ый сезон спектаклем-комедией "Примадонны". И как всегда -аншлаг. "Ярко, весело, необычно", - говорили критики о новой постановке. "То ли ещё будет", - отшучивались актёры. А что всё-таки будет? "АиФ-Липецк" решил выяснить это у Геннадия БАЛАБАЕВА, художественного руководителя театра.

Об актёрской игре

- Геннадий Владимирович, сначала хотелось бы поздравить вас с успешным выступлением на международном фестивале "Комплимент". Скажите, что даёт театру участие в подобном мероприятии?

- Во-первых, всегда престижно, когда тебя приглашают на фестиваль такого уровня. А если ещё и берёшь там все первые места, это вдвойне приятно (коллектив театра удостоился пяти дипломов - Ред.). Во-вторых, театру необходимо проверять творческие амбиции не только на своём зрителе, но и на публике из других городов. Нельзя также сбрасывать со счетов обмен опытом. Нашим актёрам полезно посмотреть, как играют другие, в частности, иностранные, артисты, поучиться чему-то у них.

- Но ведь когда-то наша актёрская школа считалась чуть ли не лучшей в мире. Это они у нас учились, а не мы у них...

- Знаете, что ответил Николай Цискаридзе, когда кто-то из журналистов процитировал Высоцкого: "Зато мы в области балета впереди планеты всей"? Он сказал - это уже давно не так. Мы, может, впереди, но в классическом балете, а в авангарде нас давно "обскакали". А известный и очень авторитетный французский актёр Жерар Депардье на вопрос - какая лучшая современная актёрская школа, ответил однозначно - американская, не французская и не русская. И я с ним, в принципе, согласен. Хотя и в Голливуде хватает разносортных фильмов, но планка у них сейчас самая высокая.

- Чего же не хватает сегодня нашим актёрам?

- Да я не могу так сказать, чего конкретно не хватает. Время другое, другое поколение. А вообще многое зависит от самого желания артиста, от его фанатичности и преданности профессии. В Щукинском театральном училище говорят так: "Научить нельзя, научиться можно". А я всегда советую своим актёрам - ребята, смотрите больше хороших фильмов.

О предназначении театра

- Может быть, проблема не только в актёрах. В 60-70-е годы театр был, пожалуй, одним из самых популярных видов искусства. А сейчас он будто "выпал из обоймы"...

- Мне так не кажется. Конечно, сложно судить, что было в 1960-70-ых, тогда я только родился. Но ещё лет десять назад мы играли спектакли при полупустых залах. Сегодня у нас почти всегда аншлаг. Я считаю так: если работать честно, любить своё дело, то будет отклик и у зрителей -

в любую историческую эпоху. А если идёт фальшь, то такое "искусство" никому не интересно. Я сам не терплю фальши ни на сцене, ни вообще в жизни.

- А в чём, на ваш взгляд, предназначение театра? Должен он воспитывать зрителя?

- Воспитывать - это, в первую очередь, задача родителей, учителей. Я считаю, театр - это изысканный вид отдыха. Придя на спектакль, можно получить такие эмоции, какие нигде вы больше не получите - ни в кино, ни на балете. Конечно, определённый элемент воспитания в этом виде искусства тоже присутствует, но не в той степени, о которой вы говорите. Театр не должен быть назидательным. Он не должен отвечать на вопросы, он должен их задавать.

- Говорят, сегодня театр существует не благодаря, а вопреки. Вы с этим согласны?

- Да мне сложно судить обо всех театрах. Могу говорить только о нашем. Уже десять лет у драматического театра нет собственного помещения - вот так и существуем. Но я не привык жаловаться. Слава богу, есть такие люди под названием актёры, которые любят свою профессию и готовы работать в любых условиях и за любые деньги. На них всё и держится.

О планах

на будущее

- Любое произведение можно поставить на сцене?

- В общем-то, да. Есть такая шутка, что при желании можно поставить даже телефонную книгу, но вопрос в том, нужно ли это. Постановки только ради забавы или для галочки не имеют смысла. В каждой пьесе надо найти, раскрыть что-то актуальное и важное.

- И как же вы подбираете репертуар?

- Это довольно сложный процесс. Сначала у режиссёра обязан случиться роман с произведением, после чего он должен сделать так, чтобы в него влюбились артисты, а уже потом эту любовь они должны донести до зрителя. Вот такой путь. Каждая новая пьеса - это другой жанр, другой язык и другие актёры. Вообще говорят, что репертуар "диктует" труппа, а не режиссёр. Нельзя поставить "Гамлета", если самого Гамлета нет.

- А к экспериментам в театре как относитесь?

- Нормально. Если они оправданны - почему нет. Например, сейчас мы репетируем новый спектакль по рассказу Бунина "Натали". Это тоже своеобразный эксперимент. Вроде классическое произведение, но в нём будет много современных пластических элеметнов. Для этого привлекаем к работе режиссёра по пластике Владимира Беляйкина, с которым уже плодотворно сотрудничали при подготовке последней премьеры "Примадонны".

- Чем же ещё порадуете зрителей в новом сезоне?

- Новыми постановками. Будут и классика, и современная драматургия. Думаю, поставим несколько музыкальных спектаклей. Ну и обязательно порадуем нашего маленького зрителя. В портфеле, как говорится, много чего есть. Но раскрывать все секреты не стану, иначе будет неинтересно.


Досье

Геннадий Балабаев родился в Воронеже в 1965 году. Закончил актёрский факультет Воронежского государственного института искусств, затем Щукинское театральное училище, отделение театральной режиссуры. Несколько лет работал актёром в театре. Сегодня является художественным руководителем Липецкого драматического театра.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах