aif.ru counter
97

Каждая пьеса - новые краски

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 15/02/2012

"Сегодня люди приходят в театр не за искусством, а за шоу, и им его показывают", - считает липчанин Александр ЕЛФИМОВ, актёр театра и кино.

Когда-то режиссёры отдавали ему главные роли, сегодня он сам себе режиссёр, а также актёр, сценарист, гримёр и костюмер в одном лице. Себя он в шутку называет человеком-оркестром. Корреспондент "АиФ-Липецк" встретился с руководителем театра антрепризы "Слово" Александром Елфимовым. "Слово" потому, что ему всегда есть что сказать зрителю.

Пьеса без героя

- Александр Всеволодович, говорят, современное искусство измельчало?

- Так и есть. Искусство измельчало, потому что появились потребители. Сегодня господствует другая идеология - доллара и рубля. Пришли режиссёры, которым не важен драматург, актёр, они делают шоу. Музыку погромче включат, дыма в зал напустят, могут ещё и нового персонажа в пьесу ввести, чтобы зрителя развлечь. И думают - они профессионалы. Но профессионал - не тот, кто изобретёт восьмую ноту, а тот, кто научится комбинировать существующие семь. Излишество порождает ещё большее излишество. Но главное  - за всем этим шоу нет героя. Дайте посмотреть на актёра, требует зритель. А его нет! Потому что некому играть. Молодые артисты ещё непрофессиональны, неопытны. Хороших актёров осталось мало, и режиссёру они не нужны, неудобны. Потому что до них надо дотягиваться, а ещё на их фоне отчётливо высвечивается непрофессионализм остальных.

- А что же зритель?

- Зритель получает то, за чем приходит. Ему нравится шоу. К счастью, не всем. Много людей образованных, педагогов, посещают театр. Они-то как раз прекрасно видят халтуру и от того, что они видят, им становится плохо. Я сам был свидетелем, как люди не досиживали до конца, вставали и уходили посреди спектакля. Потому что смотреть на это нельзя. В том, что происходит на сцене, нет никакого смысла. Нет ничего, кроме примитивного набора штампов. Такой театр мёртвый.

- Не это ли стало причиной вашего ухода из репертуарного театра?

- А как вы думаете, мог я остаться, когда после серьёзных драматических ролей мне предложили танцевать в массовке кордебалет? Как сказал по этому поводу один мой хороший знакомый, кстати, очень талантливый актёр: я не могу крутить колёса велосипеда назад. Вот и я не смог.

Театр - это жизнь

- Театр "Слово" - это попытка доказать, что есть другой театр? Живой, а не мёртвый?

- Да нет, никому ничего доказывать я не собирался. Просто хотел заниматься любимым делом. Так же как и те артисты, которые играют вместе со мной. Это талантливейшие актёры - Андрей Комоликов, Павел Мурашкин, Евгений Гурьянов. Они тоже по разным причинам ушли из репертуарного театра. А в антрепризу актёры идут, чтобы играть, даже не ради денег - для души. Возможно, реализовать какие-то свои несбывшиеся мечты, сыграть не сыгранные роли. Театр для них - не просто работа, это их жизнь.

- Но, насколько я знаю, в вашем театре играют не только профессиональные актёры?

- Бывает, мы приглашаем непрофессионалов, чтобы добавить новые краски. Да, они ещё ничего не умеют. Им приходится по нескольку раз объяснять, что такое действие, как правильно организовать дыхание, донести мысль. Но чем хороши непрофессионалы, так это тем, что у них есть новое сильное чувство, живые эмоции. Они горят! А профессионал, бывает, отыграв сотый спектакль, уже давно ничего не чувствует. Он мёртвый. А ещё у профессиональных артистов есть штампы. И они очень неохотно от них избавляются. Хотя настоящий артист должен всегда помнить: новая пьеса - это новые краски, а ты - чистый лист.

- Кстати, о красках. Есть ли в вашем театре гримёры, костюмеры?

- Мы сами себе и гримёры, и костюмеры. А если кто-то скажет: "Я не буду пришивать пуговицу, я актёр", значит, он не наш человек (смеётся. - Ред.). Честно признаться, у нас даже нет площадки для репетиций. Мы репетируем у меня дома! Но маленький зал и большая сцена - это разные вещи. То, что мы отрепетировали дома, на сцене будет смотреться совершенно иначе. Как-то мы просили выделить нам площадку в Доме актёра, но нам отказали. Это лишний раз доказывает: драматическое искусство никому не нужно.

Ни капли фальши!

- Может, это просто такое отношение к антрепризному театру, который раньше воспринимался синонимом слова халтура?

- Не знаю, но я с такой трактовкой не согласен. Да, в чём-то антрепризный театр примитивнее - декорациями, костюмами, количеством действующих лиц. Но в нём играют талантливейшие актёры, которые не позволят себе фальшивить, какой бы зритель перед ним ни был. Много лет назад со мной произошёл такой случай. Я играл в спектакле Кота в сапогах, ну и решил схалтурить, думал, никто не заметит. И вдруг после представления ко мне подходит народный артист и говорит: "Я считал тебя талантливым артистом, а ты что выделывал? Я не ожидал такого пренебрежения к профессии!" После этого, я навсегда уяснил: какой бы зритель не был, артист должен играть честно, хотя бы ради одного маленького мальчика.

- И в каких же спектаклях вы сегодня играете?

- В нашем репертуаре двенадцать спектаклей. В основном это классика - Булгаков, Пушкин, Маяковский, Высоцкий. Да, материал трудный. Я, например, сначала вообще не мог работать с текстами Булгакова - я читал их и плакал! Но именно поэтому он мне и был интересен.

- Вы считаете себя счастливым человеком?

- Да, я очень счастливый человек. Ведь я сыграл почти все роли, которые хотел. Ну, может (задумывается. - Ред.), кроме Сирано де Бержерака. Да теперь, наверное, уже и поздно. Хотя, кто знает...

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество