Примерное время чтения: 6 минут
85

О мирах реальных и фантастических

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 21/03/2012

"Современной литературе не хватает правильности в её классическом понимании", - считает Виталий ЗЫКОВ, известный липецкий писатель-фантаст. С его мнением можно согласиться. Его произведениями зачитываются люди самых разных возрастов. Каждый день к нему на почту приходят письма от многочисленных поклонников со всего мира. "АиФ-Липецк" побывал в гостях у писателя.

Проба пера

- Виталий, что подтолкнуло вас написать свою первую книгу?

- Сложно ответить однозначно. Скорее, этому способствовал целый ряд причин: давний спор с друзьями по учёбе, неудовлетворённость читаемой литературой, желание попробовать собственные силы. А ещё я тогда работал над кандидатской диссертацией, и появилась необходимость хоть на чём-то отвлечься. Так я и начал писать свой первый роман или даже скорее фантастическую эпопею.

- Почему вы выбрали именно такой жанр, ведь многие считают его не серьёзным?

- Фэнтези - это огромные поля для моделирования ситуаций, многие из которых даже представить в реалистичной прозе невозможно. Кроме того, я не считаю это несерьёзным жанром. Такой стереотип сложился из-за того, что основная масса людей больше склонна к реалистичному восприятию мира, поэтому она видит в фэнтези-книгах только магию и колдунов. А человек с абстрактным мышлением способен разглядеть то, что скрывается за сказочными образами.

- А как возник сюжет "Безы.мянного раба"?

- Мне всегда было интересно изучать сильные характеры: каким образом меняется человек под воздействием определённых обстоятельств, как становится сильнее в духовном плане. Это хорошо видно на примере главного героя книги, который попадает на планету Торн, где своё право на жизнь и свободу можно доказать лишь с помощью меча или магии. Тема закалки характера проходит красной линией через все мои произведения.

Всё по плану

- Вы с самого начала знали, чем закончится роман?

- Более того - когда я только приступил к нему, то уже знал, чем закончится весь цикл. Вот в чём отличие писателя-гуманитария от писателя-технаря. Первый, как правило, не знает, какие события у него будут разворачиваться на следующей странице, а второй - строго следует намеченному плану. Эта разница всегда чётко прослеживается.

- Трудно было писать первую книгу?

- Каждая книга даётся тяжело. К тому же, как человек технической специальности, я раньше не знал многих вещей, которые требуются для написания художественного произведения. В итоге над своей первой книгой я работал почти год. Кому-то покажется, это слишком долго, на самом деле это нормальный срок для создания хорошего романа. Если автор пишет больше двух книг в год, это сказывается на их качестве - текст получается слишком "сырой", как в техническом, так и в сюжетном плане.

- А как же вдохновение?

- На вдохновении можно написать одну, максимум две главы. Но книга не состоит из двух глав. К тому же, как часто бывает, тебе интересна какая-то одна сцена, а чтобы к ней подвести, нужно написать ещё пятьдесят страниц. Поэтому только на вдохновение рассчитывать не приходится.

Критика - дело тонкое

- И как же развивалась "проба пера"?

- Успех пришёл довольно быстро. Первый тираж "Безы.мянного раба" раскупили за одиннадцать дней. А пока я раздумывал, стоит ли браться за продолжение, издательство успело выпустить ещё четыре допечатки. В итоге суммарный тираж первого романа составил более ста тысяч экземпляров. Эту книгу можно смело назвать бестселлером. Прошло уже семь лет, а она до сих пор популярна у читателя. Хотя сейчас я бы в ней кое-что изменил.

- Критично относитесь к своим произведениям?

- Я не понимаю авторов, которые говорят, что написали свою лучшую книгу. Получается, им больше некуда расти. Писатель должен постоянно совершенствоваться, работать над ошибками, что я и делаю. Например, чтобы повысить свой профессиональный уровень, много читаю, как правило, специализированной литературы. Как человек с математическим образованием, я пытаюсь выстроить в своих романах логичную систему - почему всё происходит именно так, а не иначе.

- А как воспринимаете чужую критику?

- К чужой критике подхожу очень избирательно. Важно отделять "вкусовщину" от действительно ошибок сюжета - это очень тонкая профессиональная грань. Критиков, которые могут это делать, мало. Сам этот термин подменили понятием "заказные рецензии".

Книги без героев

- Как вы считаете, чего не хватает современной литературе?

- Правильности в её классическом понимании. Откройте любую книгу: кто главный герой - маньяк или убийца. Все говорят: "Какая отличная книга", но, простите, чему она может научить? Что человек возьмёт из неё? И всё это пытаются нам подать под "соусом" интеллектуальной прозы.

- Но, может, литература - лишь зеркало, в котором отражается наше общество?

- Так и есть. Простой пример. Когда в Древнем Риме были в чести благородные герои, цивилизация развивалась. А в тот момент, когда там стали забывать про проверенные временем образы, цивилизация перешла в состояние стагнации и начинала деградировать. Вот и наша цивилизация находится в стагнации. Пока в обществе не возникнет понимание того, что это неправильно и нужно что-то менять, ничего и не изменится.

- Что бы вы посоветовали начинающим писателям?

- Не слушать ничьих советов. Идти собственным путём, стремиться к самобытности, тогда ты станешь интересен читателю. И главное - верить в себя. Когда у тебя есть железобетонная уверенность, что ты прав и твоё дело правое, ты в состоянии убедить в этом кого угодно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах