42

Вперед пятьсот, назад пятьсот...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 26/03/2008

Наконец-то наступила весна: теплый воздух, пение птиц, и тут и там уже проглядывает зеленая травка, хочется сбросить с себя зимнюю хандру и вырваться куда-нибудь подальше от города - на природу, в лес или на дачу! Бросаем все дела, садимся в автомобиль, мчимся по шоссе, сворачиваем на проселок и... все. Застряли!

Главное - чувствовать автомобиль

БЕЗДОРОЖЬЕМ Россия славилась всегда. Поэтому еще с давних времен наши водители вывели свои правила преодоления распутицы. Эти правила отчасти справедливы для владельцев легковушки, отчасти для водителей джипов.

Во-первых, почаще вылезайте из машины и побольше ходите пешком, внимательно изучая те места, где вам предстоит проехать. Для этой цели хорошо бы иметь под рукой резиновые сапоги - к сожалению, с собой их возят единицы. Во-вторых, помните: чем выше проходимость автомобиля, тем основательнее он застревает. Особенно это касается внедорожников. Застряв пару раз так, что без трактора не обойтись, некоторые попросту начинают бояться использовать внедорожный потенциал авто.

Короткие грязевые участки (3-10 метров) лучше преодолевать с хода, предварительно определившись с выбором передачи в коробке. Переключение передач при таком штурме может закончиться потерей скорости вплоть до полной остановки автомобиля - и не факт, что вам удастся потом тронуться без посторонней помощи. Преодолевая такое препятствие, лучше всего двигаться на низшей ступени, работая педалями газа и сцепления, не допуская пробуксовки. Если колеса начинают буксовать, полезнее будет остановиться, сдать назад по уже накатанной колее и попытаться проехать трудный участок несколькими наездами.

Тактику пробивки колеи хорошо использовать и при преодолении длинных грязевых преград. При использовании такого метода большее преимущество имеют переднеприводные машины, так как пропиливают колею, расширяя ее при работе рулем. На заднеприводных автомобилях передние колеса как бы зажимаются, затрудняя и без того нелегкое продвижение вперед.

Если вы все же застряли, то для начала стоит попробовать метод раскачки: работая поочередно педалями газа и сцепления и чередуя переднюю и заднюю передачу, вы с помощью сил инерции начинаете раскачивать машину взад-вперед, постепенно вылезая из грязи или ямы. Здесь главное - чувствовать свой автомобиль, у опытных водителей эти действия доведены до автоматизма. Только не пытайтесь использовать такой прием для авто с автоматической коробкой передач - есть большая вероятность вывести ее из строя, да и скорость переключения там в разы меньше, чем у механики. Если же машина не поддается раскачке и стоит как вкопанная, то вас можно "поздравить" - с этого момента вы вступили в высшую стадию борьбы с бездорожьем.

Искусство или везение?

ПРЕЖДЕ всего при помощи лопаты нужно убрать лишний грунт, мешающий движению автомобиля. Лопату при этом хорошо бы иметь полноценную садовую с укороченным черенком - такая легко поместится в багажнике и не сломается при вынужденных земляных работах. Портативные складные конструкции лопат специально для автолюбителей часто хрупкие и ненадежные. Полезно также подсунуть под колеса камни, хворост или заранее подготовленные дощечки небольшого размера - опытные шоферы часто кладут такие в багажник. Места они занимают немного, а польза от них очевидна.

Иногда приходится пользоваться и домкратом. Особое внимание надо уделить его установке, поскольку место для этого часто бывает неподходящим - грязь или песок. Под пяту домкрата обычно кладут доску, плоский камень, но с таким расчетом, чтобы верхняя часть инструмента находилась от двери автомобиля на расстоянии 15-20 сантиметров, иначе при полном подъеме домкрат повредит ее. Поднимать машину в такой ситуации - дело непростое, а учитывая высокую скользкость окружающей вас обстановки, и вовсе опасное, так что будьте предельно внимательны!

При преодолении участков с глубокой колеей нужно знать несколько общих принципов, ведь вытащить автомобиль, осевший на мост или днище, - задача непростая. Взятие такой машины на буксир может закончиться плачевно - такие действия обычно приводят к повреждению узлов и деталей, расположенных под днищем. Если колея слишком глубока на длинном отрезке пути, нужно постараться, чтобы она оставалась между колесами. Чтобы не съехать с гребней, лучше когда колеса одной стороны будут на колее, а другой - на обочине. В таком положении намного легче держать нужное направление.

При преодолении водных преград попытайтесь заранее прикинуть глубину лужи с поправкой на топкое дно. Всем давно известно: не зная брода, не лезь в воду. Плохо, если вода зальет распределитель зажигания, катушку или свечи автомобиля, мотор при этом неминуемо заглохнет. Но еще хуже, если вода попадет во впускной коллектор и далее в цилиндры двигателя: гидроудар и последующий капитальный ремонт силового агрегата в этом случае неизбежен. Проехав по воде, уровень которой достигает тормозных механизмов, обязательно после просушите их. Для этого слегка нажмите на педаль тормоза и, не отпуская ее, прокатитесь несколько десятков метров со скоростью 30-40 км/ч.

После преодоления бездорожья и выхода на твердое покрытие первые километры хорошей дороги проезжайте осторожно, пока протектор не очистится от налипшей грязи.

Каждый раз, готовясь сразиться с раскисшим проселком или преодолеть глубокую лужу, трезво оценивайте свои силы и не полагайтесь на авось. Ведь преодоление бездорожья - это скорее всего что-то среднее между искусством и везением.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах