Примерное время чтения: 4 минуты
80

Таможенных дел мастер

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 22/10/2008

Старенькая двухэтажка, правда, в самом центре города. Чистенькая просторная квартира. И куда ни глянь - всюду тикает. В коллекции Виталия Мотина 67 часов, самых разных видов и возрастов, хотя за временем он не следит. Первый таможенник земли Орловской в декабре готовится отпраздновать 80-летие. Но поверить в это можно, пожалуй, лишь заглянув в паспорт...

О значке почти кагэбэшника

"ТАК козье молоко надо пить! Оно молодость продлевает", - с улыбкой говорит Виталий Александрович.

Хотя, наверное, и не только в молодильном молоке дело... Утро отличника таможенной службы начинается с отжиманий. Спортивные снаряды: обычная кровать или маленький, но тяжеленный сундучок, спокойно заменяющий гирю. Оказывается, спортсменом Виталий Александрович был всегда. А вот таможенником стал только... в 62 года!

После института был часовой завод, где карьера началась с тяжелого автоматного цеха, а потом целых 26 лет Виталий Мотин "оттрубил" на том же предприятии начальником ОТК, параллельно будучи зам. секретаря парткома и трудясь в народном контроле.

"История забавная как-то произошла. Я же участником Всесоюзного совещания народных контролеров был, дали мне там значок. И вот пригласили в газету "Правда" однажды. Я в штатское оделся и значок прицепил. Идем с редактором, охранники стоят, вроде спокойно, и вдруг - раз, в струнку вытянулись. Редактор удивлен, я - еще сильнее. Оказывается, значок отличника народного контроля уж больно кагэбэшника напоминает. У них мечи только, а у нас - кинжалы", - смеется Виталий Александрович.

На посту в квартире

С ТАМОЖНЕЙ судьба свела почти случайно. Хотя...

"Интересный вариант, для нас пока непонятный... Но ты как раз справишься! С комиссиями всю жизнь работал: то они к тебе придирались, то ты к ним", - отрекомендовали в обкоме новую должность без пяти минут пенсионеру. Зачем нужна таможня, тем паче в Орловской области, никто толком понять не мог. Но работа началась. В сентябре 1989 года организовали первый таможенный пост. Прямо в квартире Виталия Александровича. Рабочий день - круглосуточно. Обязанности - как у начальника таможни, различие только в том, что все команды надо было выполнять самому. Подчиненных для начальника предусмотрено тогда не было. Зато рефрижераторы выстраивались перед домом-постом длинными очередями. Даже сотрудники ГАИ недоумевали.

"К нам в город тогда иностранцы особенно часто приезжали, в основном на "Велор". Вот и ко мне заехали. Ночью. Водитель их заходит, спрашивает: "Где здесь господин Мотин живет?". А на первом этаже соседка тогда жила... Так она им: "Господ всех при царе еще побили! Выше поднимайся!" Нашел меня. Ни я по-итальянски ни бум-бум, ни он по-русски... Что делать!? Документы положил, а я их первый раз вижу. В Москве, конечно, немного рассказали, штампик дали. Смотрю - стройматериалы. Ну, это не страшно! Разворачиваю декларацию, а там - колготки, духи, помада, приемник... Спрашиваю: "Что такое?!" "Мое! На границе пропустили", - отвечает. Что делать?.. Отпустил, поверил. А мне в Москве потом говорят: "Как так? Как же отпустил? Он сюда привез! Задерживать надо было". Рассудил спор таможенник с 20-летним стажем: "Чепуха это все. Его были вещи. Твое дело - груз. Вот за него и в ответе". В общем, обошлось, но напугали сильно", - с озорным огоньком в глазах вспоминает пенсионер.

Сейчас Виталий Александрович на заслуженном отдыхе. Спорт не бросает, с приятелями поговорить любит, яблоки выращивает. Живет, в общем. И жизни радуется.

"У меня три маршрута теперь: на кладбище Троицкое, там у меня жена похоронена, на дачу, три километра от города... Яблок в этом году - пропасть! А таких, как у меня, ни у кого нет... К брату в гости хожу, к сыну. В горсаду прогуливаюсь, к стеле прихожу... С друзьями встретимся, поболтаем. А так ведь, одному если жить, не говорить ни с кем - зубы в губы врастут".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах