Примерное время чтения: 4 минуты
60

Невидимый класс

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 04/10/2006

В этом учебном году в селе Красненькое Тамбовского района при школе-интернате, где воспитываются дети с нарушениями слуха, по инициативе родителей был создан специальный класс для незрячих детей. На сегодня он единственный в области.

В обычную школу им путь заказан

До этого маленькие тамбовчане, которые общаются с окружающим миром только посредством четырех чувств, были лишены возможности учиться по месту жительства. В обычную школу, как известно, слепым детям путь заказан - главным образом из-за жестокости сверстников. Поэтому приходилось несчастным родителям отправлять своих малышей в соседний Моршанск, где есть школа-интернат для детей с нарушениями зрения. Так было до последнего времени. Сейчас, благодаря усилиям родителей, слепые дети имеют возможность посещать "страну знаний" в Тамбовском районе. В красненьской школе, в классе тифлопедагога Марины Павловой по программе общеобразовательной школы с 1 сентября обучаются пять первоклашек по системе Брайля.

Часть редких, а поэтому и дорогостоящих учебников родители закупили сами, а часть подарили моршанцы и представители тамбовского отделения ВОС. Тем не менее, проблема нехватки учебной и методической литературы в этом классе стоит очень остро. Учительнице приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы разнообразить уроки и компенсировать детям недостаток рельефных пособий. В ход идут аудиозаписи, самодельные буквы и цифры, различные объемные предметы.

Кроме общеобразовательных дисциплин - математики, чтения и письма - для этих первоклашек предусмотрен целый комплекс коррекционных занятий. Сейчас они с помощью Марины Алексеевны учатся определять свое местонахождение в пространстве относительно различных предметов в комнате. Но самым любимым уроком у незрячих школьников является музыка. Все дети имеют необыкновенно развитый слух и получают большое удовольствие от игры на скрипке.

"Я не носитель знаний, а только посредник..."

"Они все необыкновенно талантливые, у них большая тяга к знаниям, - рассказывает Марина Павлова. - Ребята с удовольствием общаются друг с другом и в отличие от многих других детей с радостью ходят в школу. Мне тоже приходится учиться параллельно с ребятами - и это отнюдь не просто. Я ведь никогда раньше не думала, что буду работать с незрячими детьми: тифлопедагогику мне преподавали только в качестве обзорного предмета (Марина Павлова - учитель начальных классов, окончила факультет дефектологии и коррекционной педагогики. - Прим. ред.). Незадолго до защиты моего диплома в вуз приехал представитель управления образования и сказал, что нужен педагог в новый класс для незрячих детей. Так я сюда и попала. Сейчас, когда страх практически исчез, мне очень интересно работать с этими детьми - ведь они так любят слушать! Я для них не носитель знаний, а только посредник. Конечно, я все еще испытываю огромные трудности при освоении тифлопедагогики, поскольку в Тамбове не хватает специальной литературы по этому вопросу, да и в Москве такие книги заказать сложно. Но стараюсь делать все от меня зависящее, потому что чувствую на себе огромный груз ответственности".

Что будет дальше - неизвестно

Четыре года дети будут учиться в этой школе, в будущем году сюда придут и новые, но что будет с ними дальше - неизвестно. Их родители и учительница стараются не заглядывать слишком уж далеко. Сейчас они, прилагая колоссальные усилия, стараются, чтобы дети не сильно отставали от сверстников из обычных общеобразовательных школ. А что будет потом, когда усложнится программа, когда знаний, имеющихся у родителей и педагога (равно как специальных учебных пособий) окажется не достаточно? Перед детьми снова замаячит моршанская школа-интернат, со всем ее казенным бытом. Но пока ребята - только первоклашки, поэтому у любящих их людей есть еще время что-то сделать, чтобы их малыши были всегда с ними рядом и получали при этом необходимые знания. К тому же не исключено, что кто-то из сильных мира сего откликнется и чем-то поможет. Ведь главная беда для детей - то, что общество отказывается их замечать, как будто бы и не видит вовсе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах