aif.ru counter
98

Когда копия лучше оригинала

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 13/06/2007

Золотая маска Тутанхамона и суд Осириса, весы справедливости и книга мертвых, слуги загробного мира Ушебти и сосуды для внутренностей - канопы, мумии животных и людей... Любители египетских древностей наверняка смекнули, о чем идет речь. Но и простым обывателям тоже будет небезынтересно взглянуть на необычную выставку, приехавшую к нам из Санкт-Петербурга.

Фараон с третьего этажа

Как рассказала корреспонденту "АиФ-Тамбов" руководитель выставки египетских мумий "Путешествие в вечность" Людмила БЕСАН, на сегодняшний день это единственная в России передвижная выставка подобного рода. Существует она с августа прошлого года. "С тех пор я вожу ее по разным городам, где она неизменно пользуется успехом как у школьников, у которых история культуры Древнего Египта есть в учебной программе, так и у старшего поколения. Каждый экспонат - это ручная работа, сделанная в единственном экземпляре, точная копия тех, что хранятся в Каирском музее. Вы ведь знаете, наверное, что настоящие мумии перевозить нельзя, поскольку болезнетворные бактерии, которые находят в них приют, вредны для человеческого организма", - говорит Людмила.

Разумеется, экспонаты такого рода, даже, если это всего лишь копии с известного всему мира оригиналу, всегда привлекают внимание обывателей, тем более когда про каждый из них вам расскажут интересную историю, где правда и вымысел по воле экскурсовода тесно переплетаются. Так, поднявшись на третий этаж областного краеведческого музея, где проходит выставка, за 15 минут можно, к примеру, узнать, для чего была предназначена мумификация, почему египетские фараоны начинали строить гробницы-пирамиды еще при жизни, вступая на престол, почему мумии богачей и бедняков так не похожи друг на друга, чем прославился 18-летний фараон Тутанхамон и другие, не менее захватывающие подробности из истории Древнего Египта.

А вы никогда не задумывались над тем, почему, несмотря на большую популярность бальзамирования в Древнем Египте, до наших дней дошло не так уж много мумий? Виной тому - обычное мародерство. Дело в том, что в процессе бальзамирования богатых египтян под слои бинтов закладывались амулеты из золота и драгоценных металлов - ну прямо как в любимом всеми фильме "Бриллиантовая рука". Не успела еще душа покойного отойти в мир иной, как его мумифицированный прах тут же "беспокоили" охотники за драгоценностями. Другое дело бедняки - там амулетами и не пахло, да и сам процесс бальзамирования происходил по другой, более дешевой технологии, от чего и "срок хранения", и эстетическое восприятие такой мумии значительно снижались. Слабонервным и смотреть-то не стоит.

Не можешь запечатлеть - запоминай

Тем более ни к чему впечатлительным людям ехать в итальянский город Палермо, где располагается знаменитая экспозиция мумифицированных священников. Что удивительно, с каждым годом число их только увеличивается - сейчас в этом музее скопилось уже более шести тысяч трупов. Стены нескольких залов буквально уставлены бальзамированными священнослужителями, пожелавшими жить вечно, заплатив при этом довольно кругленькую сумму. А в самом центре восседает епископ в красном форменном облачении. Невзирая на весь ужас подобного зрелища, богачи со всего мира по-прежнему выражают желание "присоединиться" к уже стоящим товарищам.

Что касается самой известной фигуры Древнего Египта - фараона Тутанхамона, то, как выясняется, прославился сей отрок (Тутанхамон взошел на престол в возрасте 9 лет, а в 18 был убит, по одной из версий, своим жрецом. - Прим. авт.) только тем, что именно его захоронение дошло до наших дней, что называется, в первозданном виде. Правда вот тех, кто добрался до тутанхамонова праха одними из первых, постигла незавидная участь - все они скончались от некоей легочной инфекции. Считается, что, защищая мумию усопшего правителя от врагов, древние египтяне закладывали туда туберкулезную палочку, которая дремала тысячелетиями, до тех пор пока охотники за сокровищами не вскрыли гробницу фараона. Ну точно как в поговорке про любопытную Варвару на базаре.

В наши же дни, когда все гробницы и пирамиды уже вскрыты, а мумии исследованы и скопированы для многочисленных музеев, при контакте с ними вас может постигнуть только одна кара - испорченные фотографии. Так, по словам Людмилы Бесан, снимать экспонаты ее выставки пробовали многие. И на фотоаппарат, и на камеру мобильного телефона, но человека рядом с ними все равно не получается. То кадр засветится, то полоса белая появится, то еще какая напасть с фотографией приключится. "Видимо, не совпадает энергетика, идущая от человека, с зарядом наших экспонатов", - считает руководитель "Путешествия в вечность".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество