Примерное время чтения: 6 минут
70

Павел Сысоев: "Молодым ученым быть интересно!"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 06/02/2008

Стереотип, что ученые - это преимущественно великовозрастные, никому не интересные дядечки и тетечки, которые днями напролет корпят над своими малопонятными обывателю диссертациями, давно не соответствует действительности. Сегодня ученые - это молодые прогрессивно мыслящие люди, которым есть что сказать мировому научному сообществу.

Доказать это утверждение не стоит особого труда, достаточно побеседовать с одним из представителей тамбовской науки - профессором, доктором педагогических наук, зам. директора Института иностранных языков ТГУ им. Г.Р. Державина Павлом СЫСОЕВЫМ. Тем более что и повод вполне подходящий - 2008 год, как известно, объявлен ЮНЕСКО Международным годом языков. А именно языки "довели" Павла Викторовича до... нашего еженедельника.

Высшее образование, как чемодан, - рано или поздно пригодится

- Насколько мы знаем, вы являетесь самым молодым доктором наук в своем университете. Плюс в 2002 году удостоились звания лауреата конкурса "Самый активный молодой ученый России". Скажите, трудно ли быть молодым ученым в современных условиях?

- Молодым ученым в современных условиях быть интересно! Интересно ездить с лекциями и семинарами, принимая участие в научных конференциях и форумах в России и за рубежом. Интересно знакомиться с наработками моих коллег в других вузах страны и мира, а также делиться своим опытом. Интересно встречаться с успешными людьми. Также приятно осознавать, что результаты твоей научной деятельности востребованы в профессиональном сообществе. Тем более что сейчас, как вы правильно заметили, в науке происходят значительные изменения. Скромность и "забитость" ученых, о которой можно было раньше слышать, сейчас не приветствуется. В современных условиях ученому важно обладать целым комплексом качеств, чтобы не только создавать конкурентоспособную продукцию, но и уметь ее позиционировать.

- А специальность, которую вы в свое время избрали, сегодня востребованна? Есть ведь мнение, что иностранные языки хороши только как дополнение к основной профессии.

- Это скорее к провинции относится. Ведь если в столице полученное молодым человеком образование напрямую влияет на будущее место работы, то в Тамбове это далеко не всегда так. Высшее образование для многих, как чемодан, который лежит на антресолях, но рано или поздно он все равно пригодится. Хотя в целом тенденция такая есть: иностранные языки действительно становятся приложением к основной специальности, но приложением весьма необходимым.

- Значит ли это, что налицо недостаток студентов?

- Совсем нет, недостатка в студентах мы не испытываем. Тут и демографическая яма, в которую попала Россия, роль сыграла (уровень отсева при поступлении в вуз сейчас значительно ниже, чем пару лет назад. - Прим. ред.), и тот неоспоримый факт, что заменить чем-либо классический фундаментальный метод обучения иностранным языкам сложно. Ведь основной акцент при подготовке будущих профессионалов делается не столько на получение знаний о языке, сколько на развитие коммуникативных и языковых умений, позволяющих использовать полученные знания на практике, а также умение получать необходимую информацию, классифицировать ее, обобщать, анализировать, и, наконец, представлять результаты своей деятельности в той или иной форме. Хотя я и не отрицаю всех прочих методов обучения - все они были созданы для решения определенных задач. Каждый сам должен решить, для каких целей и в каком объеме он хочет знать иностранный язык. От этого и зависит выбор метода обучения.

В ближайших планах - выпуск учебных пособий

- Нам известно, что вы трижды проходили годовые стажировки в американских университетах. Сильно ли их система образования отличается от нашей?

- Я хотел бы обратить внимание на два характерных момента западной модели высшего профессионального образования. Первое: в американских вузах акцент делается на внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Занятия могут проходить 1-2 раза в неделю, однако соотношение аудиторной нагрузки к неаудиторной будет 1 к 5 или даже больше. Приходится очень много читать, выполнять письменные задания, участвовать во внеклассных обсуждениях в режиме on-line и т. п. На лекции студенты приходят, уже изучив материал, который обсуждается в интерактивной форме с преподавателем. Второе: особое внимание уделяется внеучебным мероприятиям. В вузах постоянно проходят спортивные и культурные мероприятия, студентам предлагается посещать клубы и секции по интересам - от спортивного бассейна до театральной студии.

- По-моему, такое сейчас практикуется и в российских вузах или будет практиковаться в скором времени. Кстати, каковы ваши планы на ближайшее будущее?

- Что касается научных планов, то сейчас я руковожу научной лабораторией языкового поликультурного образования, которая объединяет талантливых исследователей по всей России. Сейчас сотрудники моей лаборатории готовят к выпуску серию электронных учебных пособий по культуроведению англоязычных стран. Особенность проекта в том, что его участниками стали не только ученые и преподаватели вузов, но и учитель средней школы, и наши студенты. Это вот планы на ближайшее будущее.

В ТЕМУ

Знания в зеркале денег

Как сообщила "АиФ-Тамбов" заместитель начальника отдела регионализации высшего профессионального образования и науки Управления образования и науки Тамбовской области Марина МАРКИНА, управлением образования и науки области в рамках активизации научно-исследовательской деятельности, особенно молодых ученых, в 2007 году было организовано проведение ряда конкурсов.

  • Региональные конкурсы фундаментальных и гуманитарных научных исследований, которые проводились совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ). Финансирование 15 научных проектов составило 4 млн 200 тыс. руб.

  • Впервые в области был проведен областной конкурс "Региональная поддержка научных исследований, проводимых ведущими научными школами Тамбовской области". На конкурс было подано 70 заявок по 9 областям знаний. Победителями признано 32 проекта ведущих научных школ и 15 проектов развивающихся научных направлений. Объем финансирования составил 510 тыс. руб.

  • С 2006 года проводится творческий конкурс на соискание областных именных стипендий и ежегодных грантов администрации области и областной думы в целях обеспечения морального и материального поощрения наиболее одаренных молодых людей. В этом году было назначено 30 областных именных стипендий, в том числе для аспирантов и докторантов.

  • Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований "Моя страна - моя Россия". Победители стали кандидатами на получение премий по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

  • В 2007 году из средств программы развития научной и инновационной деятельности в Тамбовской области в 2006-2010 годах было выделено 490 тыс. руб. для подготовки и проведения 13 проектов научных социально значимых мероприятий.

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно

    Топ 5 читаемых

    Самое интересное в регионах