Примерное время чтения: 6 минут
547

Когда вода становится святой...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 14/01/2009

Этот день - один из самых значительных и древних православных праздников. Обычно он ассоциируется с водой, которую освящают в этот день в храмах. Только вот мало кто из нас в действительности осознает сущность праздника Крещения.

Святая вода требует благоговения

Крещение называют также Богоявлением, так как именно в этот день Христос явился перед людьми, как Сын Божий, когда пришел на реку Иордан и был крещен Иоанном Крестителем. Вот почему 19 января Православная Церковь совершает празднование Крещения Господня. В этот день и накануне совершается великое водоосвящение с торжественным крестным ходом к источникам воды. Верующие набирают эту святую воду, которой, как правило, приписывают целительные и чудодейственные свойства.

Использовать крещенскую воду можно по-разному. "Эту воду рекомендуется употреблять с молитвой натощак в небольших количествах, вместе с просфорой, - поясняет заведующий информационно-издательским отделом Тамбовской епархии иерей Сергий РЕШЕТОВ. - Однако тяжело больным людям, для исцеления от недугов, пить ее можно в любое время дня. также крещенской водой окропляют жилище и все, что имеет человек (скот, хозяйственные постройки, огород и прочее). когда святая вода заканчивается, ее можно добавить в сосуд с простой водой и таким образом можно иметь крещенскую воду весь год, до следующего водоосвящения. Нельзя забывать, что освященная вода - это великая святыня, которая требует к себе благоговейного отношения. В этом случае она остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с иконами".

Не следует забывать и о том, что святую воду надо набирать только в чистые емкости. А уж если вода все-таки пришла в состояние, не допускающее внутреннее употребление, ее следует вылить в проточную реку или в лесу под дерево и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление.

Купание в проруби от грехов не очищает

Сегодня существует ряд заблуждений, связанных с крещенскими традициями. Например, многие полагают, что вода, освященная 19 января, "святее", чем та, что освящена накануне. Это неправильно: по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в Крещенский сочельник, одинакова. Более того, пока не иссякнут ее запасы дома, она никогда не теряет своей святости.

Другое заблуждение связано с традицией купания в проруби. Как таковая, она не имеет прямого отношения к самому празднику Крещения Господня и не является обязательной. Очень распространенной доброй традицией является купания в проруби, но некоторые считают, что они таким образом очищаются от грехов, это не верно, - говорит отец Сергий, - потому что примирение с Богом возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме". Для тех, кто не имеет возможности попасть к открытым водным источникам, можно облиться дома водой из-под крана, ведь в полночь вода освящается везде: в морях и реках и озерах и в водопроводе.

Главное для христианина в этот день - присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин. Кроме того, Церковью установлен пост, однако меру поста верующие определяют индивидуально.

И для тех, кто уже давно следует крещенским традициям, и для тех, кто решил последовать им впервые, важно понять, что употребление святой воды или омовение ею не магический обряд, который тут же излечит вас от всех болезней. Вера, покаяние, стремление к новой жизни - вот что тут главное. Иными словами, праздник Крещения - это возможность для всех нас заново осмыслить свою жизнь и стать немного лучше.

Источники святости

Первые упоминания о почитании святых источников в Тамбовской области относятся к XVII в. и связаны с именем св. Питирима, епископа Тамбовского. Известно, что он собственноручно ископал, по крайней мере, три из них: в Тамбове позади Спасо-Преображенского собора, в с. Донском (он был засыпан еще в начале XX века) и в основанном им Иоанно-Предтеченском Трегуляевом монастыре. Первые письменные упоминания о водных источниках относится к 1864 г., когда были опубликованы сведения об источнике в с. Паника Кадомского уезда. Источник располагался в сосновом бору неподалеку от г. Кадом. Родник был посвящен св. Иоанну Предтече, так как до 1850 года около него находилась деревянная часовня, а в ней 12 икон Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В то время у жителей Кадома и окрестных сел существовал обычай совершать к источнику крестный ход во время засухи.

Есть сведения об исцелениях по молитвам к св. Иоанну Крестителю, происходивших на источнике, но, к сожалению, они не были записаны. В 1841 г. после чудесного спасения от пожара леса, в котором располагался родник, кадомчане просили разрешения построить на месте часовни в Панике молитвенный дом. Источник был настолько почитаем, что в 1849 году Св. Синод разрешил ежегодно совершать к нему крестный ход из Кадома. Это единственный случай в истории нашей епархии, когда разрешение на подобный крестный ход было получено на столь высоком уровне.

В XVIII в. известность в епархии приобретают источники в с. Большой Ломовис, с. Горелое, Варваринский источник недалеко от с. Оржевка. Существовали также источники в с. Стаево Козловского уезда. Собственно говоря, свой святой источник был почти в каждом приходе. К ним в засушливые годы или на праздник Крещения Господня совершались крестные ходы.

С 1924 года и вплоть до начала 30-х годов у тамбовских крестьян наблюдалось религиозное оживление. В это время отмечались массовые паломничества к уже имевшимся источникам и появление новых. Например, в 1924 году в селе Дятлово Козловского уезда у одного из местных жителей на огороде забил источник, подобное произошло и в с. Глазок. В селе Павловка Сосновской волости Моршанского уезда колодец существовал давно. Но в 1926 году один местный житель, набирая там воду, услышал голос, повелевающий ему пойти к местному священнику и попросить его отслужить молебен на источнике. Так и было сделано, причем некоторые собравшиеся получили исцеление. К роднику началось паломничество, приходили люди из других приходов со своими приходскими священниками (из Мордова, Токаревки). Однако после того как был организован и проведен крестный ход к колодцу, в котором приняли участие до 1000 человек, губернские власти приняли решительные меры: закрыли источник и разобрали над ним часовню.

Почитание святых источников происходило по всей Тамбовской области. Известны источники в селе Вязовое Жердевского района, в деревне Липяги Гавриловского района, в селе Стежки и Березовка Дегтянского района, в селе Курдюки Инжавинского района, Вознесенский источник в селе Ковылка Кирсановского района, источники в селах Мордово и Павловка Мордовского района, источник Святой Троицы в селе Екатериновка Никифоровского района, источник в селе Лычное Первомайского района, в селе Неразлучное Ржаксинского района, в селе Алексеевка Ракшинского района, Никольский источник в селе Калетинщина Кирсановского района.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах