Примерное время чтения: 7 минут
89

Олег Кузьменко: На стремнине времени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 06/07/2011

Служба ГИБДД по Тамбовской области в эти дни переживает событие отнюдь не ординарное - 75-летие со дня её образования на территории региона.

Праздник всегда сопряжён с подведением итогов достигнутого, постановкой новых задач и осознанием тех перспектив, которые ожидают службу. Интересно же, что ждёт подразделение ГИБДД в связи с переаттестацией и в целом с реформой системы. С вопросами идём к начальнику службы полковнику Олегу Кузьменко.

Дороги становятся безопаснее

- 75 лет, действительно, веха. Чем сегодня живёт наша тамбовская служба, какие сложности и какие достижения есть в её работе?

- Если вспомнить развитие службы, то в Тамбовской области она начала действовать с 1937 года, когда образовалось подразделение. Всё начиналось с нескольких человек, а сегодня в подразделении около тысячи единиц личного состава. Разные это были периоды времени. Сегодняшний, по-моему, характеризуется тем, что проблемы безопасности дорожного движения стали очень значимыми в целом по стране. Реализуется федеральная целевая программа безопасности дорожного движения. Такие же программы созданы во всех субъектах федерации, в том числе и в нашей области. Боле того, аналогичные программы, наполненные финансированием, есть в муниципальных образованиях. Это позволило в течение последних трёх лет реализовать большие мероприятия по улучшению условий движения транспорта и пешеходов, что повысило его безопасность.

Кроме этого, постоянное внимание президента, правительства к вопросам безопасности дорожного движения привело к тому, что за последние годы существенно ужесточились административные наказания за нарушение правил дорожного движения. На наш взгляд, это повлекло за собой повышение ответственности водителей на дороге и, как следствие, повышение дисциплины.

Техника придёт на смену людям?

- А что из многочисленных ваших обязанностей наиболее актуально сегодня?

- Какое основное направление в настоящее время? В первую очередь мы рассматриваем анализ причин совершения дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время каждое ДТП обстоятельно анализируется, чтобы выявить те обстоятельства, которые способствуют ДТП, и принять соответствующие меры для их устранения. Это - первый момент. Второй - наверное, все подразделения России находятся в этих условиях - это широкое внедрение технических средств. Мы сокращаем людей, но вместо этого на дорогах появляются технические средства, которые контролируют и фиксируют нарушения в автоматическом режиме. Я могу сказать: ежесуточно сотрудники ГИБДД выявляют 600-650 нарушений правил дорожного движения. А Центр видеофиксации ежесуточно распечатывает около

2,5 тысяч постановлений о нарушениях. У нас техника по количеству выявленных нарушений обогнала людей. Я думаю, за этим перспектива, потому что мы в этой ситуации разводим участника дорожного движения-водителя и инспектора. Они не видят друг друга, не общаются, а техника беспристрастно фиксирует нарушение. Показательно, что обжалование этих постановлений связано только с тем, что не владелец транспорта управлял автомобилем в момент фиксации нарушения, а тот человек, которому он доверил свою машину. Поэтому и появляется жалоба, чтобы можно было поменять лицо, на которое наложено постановление.

Тамбову необходимы аварийные комиссары

- Олег Владимирович, реформа системы внутренних дел обернулась для вашей службы серьёзным сокращением личного состава. Повлекло ли это за собой изменения в содержании службы?

- К сожалению, пока нет. Смотрите, что получается. 22 процента личного состава сокращено, и в городе Тамбове мы ощущаем уже определённую напряжённость в работе с оформлением дорожно-транспортных происшествий. Зачастую патрульных экипажей, которые несут службу в городе, не хватает, и автолюбители вынуждены ждать, когда экипаж освободится и приедет оформлять ДТП. Если бы наши подразделения освободили от обязанности оформлять дорожно-транспортные происшествия с материальным ущербом, за которыми нет административной ответственности, и это стало бы полем деятельности страховых компаний, то, безусловно, мы могли бы продолжить более эффективно обеспечивать безопасность дорожного движения. Пока этот вопрос не решён. Но ведь нигде в мире полицейские не оформляют ДТП: есть страховые комиссары, есть процедура обмена карточками участников дорожного движения и их право договариваться между собой, но полицейские в этой сфере не задействованы. Я думаю, что и мы должны тоже к этому прийти.

- Насколько я знаю, такое обсуждение проводилось в Государственной думе...

- Но, тем не менее, страховые компании под видом боязни массовых мошенничеств пока не решаются взять на себя эти функции. Хотя жизненная необходимость в городе Тамбове - создание службы аварийных комиссаров. Потому что количество ДТП с материальным ущербом постоянно растёт.

Сегодняшний сотрудник ГИБДД - это...?

- Скажите, как долго вы работаете в службе и как, собственно, всё для вас начиналось?

- В ГАИ я начал работать в октябре 1983 года. Судьба распорядилась так, что после окончания Московского института инженеров транспорта по направлению я попал в УВД Тамбовской области. Был распределён в ГАИ, и с этого момента началась моя служба. Сначала работал инспектором по розыску второго батальона дорожно-патрульной службы, потом стал инженером по организации дорожного движения, старшим госавтоинспектором отдела областного ГАИ. Потом пошёл работать по специальности - в информационный центр инженером-программистом. Вскоре руководство выдвинуло меня начальником экспертной службы УВД, затем, памятуя, что начинал я в ГАИ, туда и направило. Если честно, я и не жалею, что всё так сложилось.

- Гаишники, наверное, по "популярности" в жанре анекдота могут соперничать с любимым массами Вовочкой. Но это - герои фольклора, причем далеко не положительные. А каков сегодняшний обобщённый портрет сотрудника службы ГИБДД?

- Я бы сказал - диаметрально противоположный. В первую очередь, это уже не полуграмотный обладатель заветной полосатой "палочки", а сотрудник с высшим юридическим образованием. Это уже классика жанра. Второе - это сотрудник, который очень хорошо разбирается в различной технике, включая компьютеры, средства контроля дорожного движения. Третье - это сотрудник, который обладает известной долей терпения и выдержки. Ведь, оформляя одно нарушение, он зачастую заполняет до десяти различных документов. Поэтому требования к нему существенно повысились по сравнению с тем, что было даже 10-15 лет назад. Сегодня требования повышаются, меняются и сотрудники.

- Олег Владимирович, ваша служба входит в перечень тех, где повышенный уровень коррупционности. Как известно, лучшее средство противодействия коррупции - это достойная зарплата и существенные привилегии социального плана...

- Я бы даже ещё подчеркнул, что, наверное, не сама высокая заработная плата есть способ защиты от коррупции, а большая социальная защищённость, повышенная ответственность за совершение преступления и правонарушения и опасность для сотрудника и его семьи потерять те материальные блага социальной защиты, которыми он обеспечен как сотрудник полиции. Я бывал за границей и беседовал с полицейскими - для них это более важно. А заработная плата везде не настолько высока, чтобы не было нареканий на её недостаточно большую величину. Но социальные гарантии там очень большие. Это и бесплатное обучение детей полицейских, и бесплатное медицинское обеспечение. Это очень серьёзно.

- Спасибо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах