Примерное время чтения: 6 минут
526

Душевный доктор

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 05/10/2011

Беседовать с таким мэтром психиатрии, как Андрей Константинович Гажа, одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что он очень отзывчивый собеседник, поддерживает любую тему. Трудно потому, что о себе главный врач-психиатр Тамбовской области говорить явно не любит. Но кое-что выяснить о нём всё-таки удалось.

Выбор

Родился Андрей Гажа на Южном Урале, в городе Орске Оренбургской области, в интеллигентной семье педагога и экономиста. Один из дедушек будущего психиатра был священником.

- В семье имя деда всегда вспоминали с глубоким уважением и любовью, - рассказывает Андрей Константинович. - Незадолго до войны он был репрессирован, и на долгие годы эта тема в семье была закрытой. Но после реабилитации я многое узнал о своём дедушке-священнике и понял, что мой профессиональный выбор был не случайным.

Отец Андрея - фронтовик. Вернулся с войны весь израненный, часто болел. Мальчику нередко приходилось ухаживать за ним. Так и пришло решение: после успешного окончания школы поступать в медицинский, чтобы в любой момент быть готовым помочь родному человеку.

Окончательный выбор в пользу психиатрии был сделан на третьем курсе института. Тогда многие зачитывались книгами Владимира Леви, Павла Таранова, Питера Бендера, других знаменитых психоаналитиков. Это увлекало в таинственный и непознанный мир человеческой психики. Записался в кружок по психиатрии, хотя сам этот предмет начинался лишь на четвёртом курсе.

В этом кружке студенты занимались серьёзной научной работой. У каждого члена кружка был свой руководитель из числа преподавателей, который предлагал тему для научных исследований, помогал подобрать нужную литературу, консультировал, советовал.

- Именно тогда я выбрал психиатрию своей специальностью, -

вспоминает Андрей Константинович. - Конечно, большую роль в моем выборе сыграли профессора, которые нам преподавали. Они смогли многих студентов завлечь своей приверженностью к психиатрии. У нас были очень маститые профессора, многие из которых владели гипнозом, обладали экстрасенсорными способностями. Во времена моей юности всё эзотерическое притягивало многих моих однокурсников. Среди них был и я. Эти знания и практики настолько увлекли меня, что, в конце концов, это стало моим жизненным выбором, моей профессией.

Тамбов -

моя судьба

Повороты судьбы порой непредсказуемы, но в них всегда есть скрытая логика. Кто бы мог подумать, что после окончания института Андрей Гажа получит распределение в город Тамбов, о существовании которого раньше он даже не догадывался. Однако другого варианта не было. Андрею и его молодой супруге, неврологу, нужно было подобрать такое место, куда требовались одновременно и психиатр, и невролог. Именно таким местом и оказался Тамбов.

Но как потом выяснилось, этот выбор не был таким уж случайным.

- Мои предки по материнской линии были родом из этих мест, с Тамбовщины, - с гордостью рассказывает Андрей Константинович. - Может быть, поэтому Тамбов встретил нас очень госте-приимно: мы сразу трудоустроились и получили жильё. И с тех пор мы с удовольствием живём здесь.

Тайны тонкой материи

- Андрей Константинович, есть такое мнение, что долгое общение с психически нездоровыми людьми меняет и психику врача. Что вы об этом думаете?

- Мы с коллегами сами часто обсуждаем эту тему. Но скажу одно: когда беседуешь с психически здоровыми людьми, получаешь колоссальное наслаждение. Причина в том, что, беседуя с умным человеком, не надо напрягаться. С нашими пациентами постоянно держишь себя в определённом тонусе: следишь за своими жестами, словами, эмоциями. Одновременно ты должен воспринимать и ту информацию, которую тебе передаёт пациент, анализировать её, тут же отбрасывать ненужное, обращать внимание на, может быть, мелкие, но очень важные нюансы поведения.

Мы особенные врачи, мы не так часто слышим слова благодарности от наших пациентов. Согласитесь, трудно работать, не имея адекватного признания своего труда, ведь наши подопечные не в состоянии оценить его. Но утешение этому всё же есть. Оно в осознании того, что добро люди делают не ради благодарности и не напоказ. Надо учиться помогать людям незаметно, и тогда ощущение внутренней гордости за результат даёт еще больший стимул.

- Вы религиозный человек?

- Я вам больше скажу. Во все времена психиатрия и религия комплексно работали с душами людей. Религия - это часть душевного восприятия, которая есть в душе каждого человека. Только у одних она получила полное развитие, а у других осталась в зачаточном состоянии.

У меня очень много друзей среди священников. Часто мы и работаем взаимосвязанно: я посылаю своих пациентов в церковь, а священники нередко звонят мне и просят проконсультировать своего прихожанина или оказать ему медицинскую помощь.

Когда я только начал работать, меня научили относиться к больным как к своим родственникам. А ведь это одна из десяти заповедей: возлюби ближнего своего как самого себя.

Самое дорогое

в жизни и работе

- Андрей Константинович, у вас в приёмной одна стена увешана различными наградами. Обо всех -

не надо, а вот о самой дорогой расскажите.

- Самая дорогая у меня в кабинете. Вот она - золотая бабочка. Я получил её перед новым 2011 годом. Это приз за победу в III Всероссийском конкурсе "За подвижничество в области душевного здоровья" имени академика РАМН Т. Б. Дмитриевой, проводимом Общественным советом по вопросам психического здоровья. Он проводится очень необычно. В течение года деятельность лечебных учреждений изучается, анализируется. Но самое интересное, что всё это время ведётся анонимный опрос родственников больных, выясняется их мнение о качестве лечения. Мы об этом даже не знали, мы не догадывались, что выходим на такой высокий уровень. Этот красивый приз мы получили за планомерность и масштабность психосоциальных мероприятий, за восстановление прав психически больных и заботу о качестве их жизни.

- А почему именно бабочка?

- Бабочка - это символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

Ни в одной из культур мира не существует негативного образа бабочки.

Есть одно трогательное японское поверье: своё желание надо так тихо прошептать бабочке, чтобы для всех земных существ оно осталось тайной, и отпустить её. Бабочка на своих крылышках доставит просьбу прямо на небеса, и желание обязательно сбудется. Попробуйте, и у вас всё получится.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах