Примерное время чтения: 8 минут
85

Память - категория государственной значимости

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 15/02/2012

Так считает Алексей КОНДРАТЬЕВ, в недалёком прошлом - боевой офицер- десантник, сегодня - глава города Тамбова.

Главное - помочь каждому нуждающемуся...

Но разговор с ним мы начинаем несколько с иного:

- Ещё совсем недавно отношение к тем, кто воевал в Афганистане, мягко говоря, было не очень трепетным. Что сегодня изменилось в отношении к воинам-интернационалистам в стране в целом и в городе в частности?

- Благодаря тому, что в городе была создана ассоциация "Защитники Отечества", ситуация действительно кардинально изменилась, и на сегодня делается очень многое. Прорабатывается ряд проектов по субсидированию из федерального бюджета нескольких программ на территории области. Есть договорённости и о социальной поддержке воинов-"афганцев": о направлении их на реабилитацию и лечение в различные санатории, профилактории, на протезирование, и это реально действует.

Сегодня мы ведём большую работу в администрации города по выделению участков под индивидуальное строительство жилья ветеранам боевых действий. Кроме того, капитально отремонтирован госпиталь для ветеранов в областном центре. Так что, как видите, многое изменилось к лучшему.

Время меняет многое...

- Постепенный переход "афганцев" в когорту старших среди ветеранов как-то предполагает, что и меры их социальной поддержки будут более весомыми?

- Безусловно. Сегодня - мы это прекрасно понимаем - "афганцы" требуют и серьёзного медицинского лечения, и различных мер социальной помощи, а самое главное - нравственной и моральной поддержки. Потому что болячки болячками, а хочется ощущать себя по-прежнему активными членами боевого братства, да и социума вообще. Это - раз.

Второе заключается в том, что ребята, бывшие в составе ограниченного контингента войск в ДРА, не склонны просить о помощи для себя. Не так они воспитаны. Но мы-то прекрасно понимаем: если хотим, чтобы патриотическое воспитание подрастающего поколения было действенным и эффективным, именно их подвиг мы сегодня должны ставить в пример юным. Подвиг же требует уважения к себе. Согласитесь, этого нам сегодня здорово не хватает...

А что с музеем?

- Это так. Кстати, в каком состоянии музей, посвящённый тамбовчанам, воевавшим в Афганистане? Так и остаётся школьным?

- Начнём с того, что в прошлом году было принято решение - 34-й школе города Тамбова присвоить имя Героя Советского Союза Николая Кузнецова, погибшего в Афганистане. Сегодня же ведём переговоры о том, чтобы провести небольшую реконструкцию этого музея, насытить его экспонатами, историческими и справочными материалами и сделать общегородским. Этот музей тем более важно сохранить, что создавался он по инициативе не учителей даже, а учащихся школы. Понимаете, ребятам небезразлично то, что происходило с теми, кто шагнул в бессмертие, будучи, по сути, чуть старше их. Те, кто говорит об инфантилизме сегодняшней молодёжи, глубоко ошибаются.

К слову - о героизме солдат

- Те, кто прошёл сквозь Афган и более поздние локальные конфликты, воспитывались на героизме подвига старших поколений. И где он сегодня, героизм подвига?

- Когда сняли фильм "Чапаев", первую его версию показали Иосифу Сталину. В фильме был эпизод: каппелевцы идут в атаку под огнём пулемётов, падают, кувыркаются, смешно дрыгая ногами. Сталин приказал вырезать эту сцену. Ему пытались возразить: но это же патриотично, враги так смешно выглядят... Генералиссимус ответил жёстко и резко: "Мужество и отвага смешными быть не могут".

Но на этом фильме росло поколение тех самых мальчишек, которые потом были и мужественными, и отважными в Афганистане.

Не растить Иванов, не помнящих родства

- Афганская война, наверное, единственная в истории новейших времён, герои которой не удостоились памятников и обелисков. Во всяком случае, в Тамбове. Почему?

- Вы затронули такую тему... Давайте посмотрим вокруг себя: вот наш любимый, замечательный город Тамбов: покажите мне на его улицах и площадях памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны в Тамбове? Нет и памятника погибшим в Афганистане. Я не о закладном камне говорю, который уже более 20 лет стоит, а именно о памятнике. Так о чём же мы сейчас говорим?

Вот мы восстанавливаем по области памятники павшим в годы Великой Отечественной войны. Благое и достойное дело. Более 40 из них уже восстановили. Но не в областном центре. Я понимаю, что в Тамбове он станет золотым, потому что фамилий здесь будет не один десяток тысяч...

Но заметьте: есть у американцев Арлингтонское кладбище, и каждый солдат, погибший за свою родину, покоится рядом с такими же героями. И его имя выбито на чёрной стене мемориала на Арлингтонском кладбище. Начиная со времён войны за независимость США. У нас-то почему этого нет?

И если у нас нет памяти о тех, кто ушёл, как и на чём воспитывать молодёжь? Как сохранить в общественном сознании уважение к тем, кто отдал свои жизни за Отечество - неважно, в какой из войн?

- Это мы уже о том, "а кто вас туда посылал"? Вы, как офицер, политик и чиновник, побывавший по обе стороны социальной "баррикады", как это расцениваете?

- Как это можно расценить? И мне такое тоже говорили. Вы поймите правильно: люди, которые потеряли совесть, или её у них каким-то образом ампутировало, являются всё же исключением из правила. Правило же иное. Я вспоминаю годы, когда солдат и офицеров, возвращавшихся из Афганистана, считали национальными героями, пусть и в масштабах их родного населённого пункта. Я действительно преклоняю голову перед мужеством и силой духа этих людей. И не приемлю баек о том, что вертолётчики в Афгане расстреливали своих же, чтобы ненароком парни не сдались в плен...

Вот так - не надо!

- Как боевому офицеру, командиру, вам, наверное, не раз приходилось участвовать и в таком скорбном деле, как похороны ваших солдат?

- Действительно, трагические моменты. Но ещё более скорбно другое: я участвовал в перезахоронении первого солдата, получившего звание Героя Советского Союза посмертно в Афганистане. Это Александр Мироненко, который служил в разведроте 317-го парашютно-десантного полка Витебской дивизии. Парень взорвал себя гранатой, чтобы не попасть в плен. И скажу вам: среди тех, кто воевал в Афганистане, память о погибших свята. На перезахоронении присутствовали более трёх тысяч ребят, воевавших в Афганистане. Совсем ещё молодые, но многие - раньше времени поседевшие. И все, как один, - с боевыми орденами и медалями. Знаете, в такие минуты понимаешь: это было поколение, достойно продолжающее ратную славу России.

А вот мать Александра, хотя к тому времени прошло уже 10 лет со дня гибели сына, так и не смогла смириться с болью потери. Плакала отчаянно.

Несмотря на то, что об афганской войне говорили много и не всегда по-доброму, в народе-то нашем, и это главное, всегда жило, живёт и будет, думаю, жить уважение к тем, кто отдал свою жизнь за Родину. Подчеркну: именно в народе...

Почему не "Родина"?

- Судя по вашему ответу, здесь есть определённые "но..."?

- Знаете, что сегодня откровенно коробит? Мы говорим "Россия", "Российская Федерация", даже "наша страна". Но никогда практически не употребляем - во всяком случае, в публичной речи - слово "Родина". А если солдат не понимает, за что он воюет, за что готов погибнуть, то он не более чем наёмник, которому безразлична судьба страны, за которую он воюет. Если же солдат верит в то, что он защищает свою родину, свой дом, своих родителей, свою любимую - он будет биться до последнего. В Афганистане этому придавали огромное значение, поэтому и солдаты сражались самоотверженно и мужественно.

Была - любимая работа...

- И последний вопрос: ваше личное отношение к Афганистану?

- Отношение к Афганистану у меня особое. Я пришёл после военного училища служить в 104-ю воздушно-десантную дивизию, где было очень много офицеров, воевавших в ДРА. В батальоне все офицеры, начиная с капитана и выше, были боевыми офицерами. И как много мне дала служба под их началом! Приходишь на тактику - офицеры, её ведущие, умеют искусно воевать. И тебя реально научат тому, как подавить пулемёт противника, снять снайпера - такое дорогого стоит. Мы, когда вошли в Чечню, несли наименьшие потери в ходе боёв. Я считаю, во многом благодаря тому опыту, который нам передали офицеры, воевавшие в Афганистане. Люди, действительно уникальные, знающие военное дело до мельчайших нюансов. Профессионалы высочайшей пробы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах