Примерное время чтения: 5 минут
63

Науку - на улицу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21 23/05/2007

"Негосударственные учебные заведения Белгорода растеряли всякую квалификацию. Они больше не выпускают из своих стен профессионалов". Хотите знать почему? "...В погоне за зарабатыванием внебюджетных средств и в стремлении выжить за счет студентов-платников многие из них значительно снизили планку качества подготовки специалистов". Таково озвученное мнение управления образования и науки Белгородской области.

Здание преткновения

Для Белгородского института предпринимательства и культуры (ИПиК) эта история началась незамысловато и некрасиво. В июне прошлого года ректор института Борис Скворцов узнал о распоряжении правительства Белгородской области "О передаче имущества (здания) в муниципальную собственность для восстановления дошкольного образовательного учреждения".

Двенадцать лет назад в этих стенах, действительно, располагался детский сад, являющийся собственностью завода "Фрез", приобретенной в результате приватизации федерального имущества. Но он оказался куском нелакомым и убыточным, и его предложили взять на баланс городскому управлению образования. Но управление от предложения отказалось, аргументировав это решение отсутствием денег. И детсад бросили, как ненужную игрушку. Туда пришли другие дети, постарше, и они вот уже больше десяти лет грызут в бывшем здании садика гранит науки и получают образование. Но в июне 2006 года им предложили уйти (договор аренды действителен до марта 2009 года), не известив ни о чем заранее и не предложив никаких альтернативных вариантов. Уйти на улицу!

Борис Скворцов отправился тогда на прием к губернатору Евгению Савченко, губернатор "передал" Скворцова начальнику департамента социальной политики Белгородской области Дмитрию Худаеву. И господин Худаев, приняв его через полтора месяца после первого звонка, сказал, чтобы выход из положения искали сами. Потом Скворцов еще ходил на прием к мэру Белгорода Василию Потрясаеву... Но это все детали "хождений по начальникам". Тут возникает другой вопрос - только ли в передаче здания заключается проблема.

Острые углы круглого стола

Не так давно состоялось заседание правительства области, на котором, собственно, и были озвучены тезисы разработанной, но пока не принятой программы развития профессионального образования области. Сказано было и о "низком качестве образования негосударственных вузов". Как следствие, предложено взять курс на закрытие вышеупомянутых учреждений.

Надо отметить, что заседание сие вышло несколько однобоким, потому что ректорам опальных вузов слово дать "забыли". Борис СКВОРЦОВ объясняет это нежеланием всех административных органов вступать в диалог с ними. В самом деле, почему бы не устроить круглый стол, за которым могли бы собраться все заинтересованные лица? Почему бы не пригласить на дискуссию преподавателей, студентов, их родителей, независимых экспертов "от науки"? Почему звучат слова о "низком качестве образования", если в вузах раз в пять лет Федеральное агентство по образованию проводит процесс комплексной оценки, включающий в себя лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию учебного заведения? Почему в Законе РФ "Об образовании" (ст. 2, п. 3) сказано, что "законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования", но по рассматриваемой программе вузы области могут обязать "ежегодно согласовывать с управлением образования и науки области контрольные цифры приема (с указанием плана бюджетного и коммерческого набора) для дальнейшего их утверждения у губернатора или заместителя губернатора области"? Почему, наконец, можно решать за людей, куда и на кого им пойти учиться?

Каждый человек - это судьба

Впрочем, люди - это нечто эфемерное в подобного рода "больших играх". На них у нас обращают внимание в последнюю очередь, если вообще обращают. Заместитель ректора по воспитательной работе ИПиК Татьяна ГОРЛОВА говорит: "Мы существуем уже 15 лет. Пять последних - великолепно сотрудничаем со многими городскими структурами. Я считаю, что в сложившейся ситуации нас просто игнорируют, не желают услышать нас, спросить наше мнение". Ведущий специалист по педагогике Института предпринимательства и культуры Надежда ДЖЕМИСЮК тоже в недоумении: "Как это - мы оказываемся никому не нужны? А причины какие? Пусть нам кто-нибудь объяснит реальные причины...".

Студентов института в случае его закрытия обещают перевести в другой вуз. Хотят ли они этого, опять же мало кого интересует. Кстати, кроме основной проблемы "закроют - не закроют", существуют совсем уж "незначительные" человеческие нюансы: кто-то поменял квартиру, чтобы ребенку ближе было добираться до места учебы, кто-то встретил здесь любимого человека и хочет и дальше учиться с ним в одной группе, кто-то просто привык к этим стенам и атмосфере. Света и Егор учатся на очном отделении на факультете рекламы: "Мы не верим, что институт "исчезнет", это было бы слишком страшно. Здесь нас устраивает все. У нас действительно сильные преподаватели, которые могут давать и теоретические и практические знания". Роман - студент заочного отделения факультета менеджмента организаций: "Я сам плачу за обучение, и, если б я не видел перспективы в этом вузе, то не тратил бы деньги. Очень жаль, что где-то наверху вдруг возникла мысль о "переизбытке" высшего образования".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах