aif.ru counter
19

Конечная для "газели"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 16/04/2008

Повышением цен на проезд с 1 апреля нововведения в системе общественного транспорта Белгорода не закончились: в ближайшие два года по планам городских властей с улиц должны исчезнуть все маршрутные "газели".

К модернизации готов?

О том, что травмоопасные и неудобные микроавтобусы необходимо заменить на более комфортный и безопасный вид транспорта, неоднократно заявляли и губернатор области Евгений САВЧЕНКО, и мэр Белгорода Василий ПОТРЯСАЕВ. Аргументация, которой при этом придерживались власти, была вполне понятна: "газели", некогда пришедшие на замену устаревшим советским микроавтобусам, сегодня изжили себя и даже более того - стали одним из самых аварийных видов транспорта. Примеров тому масса. Только в прошлом году на дорогах страны в ДТП с участием таких авто погибли около ста человек, в два раза большее количество людей были ранены. Такая печальная статистика не могла быть не замечена чиновниками муниципалитетов. Первыми на борьбу со смертельными маршрутками встали власти Омска, официально признавшие "газели" опасным видом общественного транспорта. Сегодня с городских улиц эти микроавтобусы постепенно убирают в целом ряде крупных российских городов - Барнауле, Екатеринбурге, Туле, Казани, Уфе, Курске, Ореле. - И это лишь немногие позиции списка.

Не остались в стороне и белгородцы. На днях в мэрии официально заявили, что в ближайшие два года "газелей"-маршруток в Белгороде не останется. Их вытеснят современные микроавтобусы. Кстати, одним из требований недавно прошедшего конкурса на право пассажирских перевозок была готовность к модернизации автопарка. Большой проблемы в этом городские власти не видят: лизинг, кредиты, содействие со стороны местных фондов поддержки малого бизнеса, - помощь водителям может прийти откуда угодно, главное, только захотеть.

Куда частным предпринимателям деться?

Однако сами маршруточники с позицией чиновников не согласны. Во-первых, некоторые водители только недавно приобрели новые "газели", причем благодаря именно тем же самым займам. Выплачивать взносы предстоит еще несколько лет.

Микроавтобусы при этом для таких людей являются единственным источником заработка. Во-вторых, даже если продать машину, а в случае с кредитом это вряд ли возможно, то вырученных денег едва ли хватит на современный автобус. Представьте себе, что все владельцы "газелей" бросятся в относительно короткий срок избавляться от никому не нужных машин. Цены, естественно, резко упадут, и водители останутся ни с чем.

Еще один тезис, на который напирают сторонники ликвидации старых маршруток, - переполненность городских улиц юркими маломестными "газелями". Введение в эксплуатацию сразу большого числа автобусов большей вместимости позволит избавиться от пробок и заторов в часы пик. Но с этим маршруточники тоже готовы спорить: в отличие, скажем, от громоздких "семерок", которые ездят только по широким центральным улицам, микроавтобусы возят пассажиров в самые глухие пригороды. Здесь не то что огромным "мерседесам", двум "газелькам" с трудом удается разминуться. Что будет, если в рейсы выйдут те самые "комфортные" автобусы, не известно, но явно ничего хорошего.

В выигрыше от сложившейся ситуации только крупные перевозчики, которые могут себе позволить без особого труда обновить парк старых машин. Они и с кредитами проблем иметь не будут, и лишний раз смогут расшириться за счет того, что с рынка уйдут мелкие частники.

И все бы вроде хорошо - с крупными компаниями властям легче будет работать, это очевидно. Упорядочить хаотичную систему общественного транспорта проще, когда работают несколько операторов, а не огромное количество сомнительных контор. Другой вопрос, как это согласуется с многочисленными декларациями и местных, и федеральных властей о поддержке малого бизнеса. Грядущее нововведение, пусть и задумано оно с благими намерениями, способно уничтожить на корню целую прослойку частных предпринимателей, только-только начавших вставать на ноги.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах