Примерное время чтения: 5 минут
105

"Высокий человек, одетый, как святой, обещал мне жизнь"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 26/06/2008

Это письмо пришло в редакцию "АиФ-Белгород" накануне Дня памяти и скорби, 22 июня. В нем 88-летняя белгородка Евдокия Яковлевна ТХОРЕНКО рассказывает о годах оккупации нашей области и своих мытарствах под прицелом немецких автоматов.

Теперь мало кто задумывается, что было бы со всеми русскими, если бы фашисты надолго остались в нашей стране. И еще в письме рассказывается, как человек обретает веру в Бога, когда угроза смерти становится реальной.

"Пан комендант решает все"

"Я жила в селе Богородское Михайловского района Курской области (ныне Корочанский район Белгородской области), окончила там семилетку и с 15 лет уже начала работать. Когда началась война, отца и брата забрали на фронт, мужа тоже. Дома остались я, мама, моя дочь 5 лет и сестра 9 лет.

2 июля 1942 года наше село без боя оккупировали венгры. Вместе с ними вернулся из Донбасса бывший раскулаченный селянин Михаил Новиков, и занял соседский дом (хозяин эвакуировался). Как-то он зашел к нам в дом и сказал матери, что я буду работать у старосты в волости писарем. Мать стала его благодарить, а я сказала: "Нет!". Не хотела сотрудничать с фашистами. Прошло немного времени, и меня вместе с несколькими односельчанами забрали в комендатуру в райцентр в семи километрах от села.

Нас посадили в камеру, где был грязный голый пол, на котором лежали соломенные матрацы. Кормили так: давали на двоих котелок супа, если его можно назвать супом, и баклажку воды. Хлеба не давали вовсе. Передачи от близких с продуктами не принимали.

Каждый день водили меня на допрос, на котором требовали указать, где находится партизанский отряд и коммунисты. Мы уже желали, чтобы быстрее пришла к нам смерть. Однажды мне приснился сон, что в камеру вошел высокий человек, одетый странно, как святые на иконах. Но лица его я не разглядела. Он сказал: "В понедельник пришли - в понедельник выйдете".

Однажды утром нас повели в комендатуру, а потом после допроса опять в камеру, и по дороге один из солдат указал пальцем на солнце, а потом на землю: дескать, вам всем капут. В тот же день нас вновь потащили в комендатуру. Переводчик сказала: "Пан комендант дарует вам жизнь. Просто ваш староста большой бандит". В тот же день нас отпустили, и я поняла, что жизни нам даровал Господь. Вернувшись к себе домой, я упала на кровать, у меня сильно разболелась голова, и я несколько раз теряла сознание.

Однако не прошло и недели, как приходит к нам полицай и велит опять идти в комендатуру. Мама стала возражать, дескать, дочка сильно больна. Но полицай только пожал плечами: "Сами знаете, что будет, если она не пойдет". Тогда мама попросила соседа, у которого была лошадка, отвезти меня в райцентр на телеге.

В комендатуре меня без допроса отвели в ту же самую камеру, только на этот раз я была совершенно одна. Мне было так страшно, что я тут же потеряла сознание. Вскоре за мной пришли двое солдат, я пошла с ними, моля Господа о спасении. Меня поставили в коридоре комендатуры, но вскоре вышел переводчик и сообщил: "Комендант дарует тебе жизнь". И я опять отправилась домой, чувствуя, что смерть лишь дохнула на меня.

А 19 октября 1942 года сняли нашего сельского старосту и еще ему плетей дали. Немцы выяснили, что он изнасиловал юную односельчанку.

Все трудились для Победы

6 февраля 1943 года село Богородское без боя освободили наши войска, а следом приехали представители особого отдела. Меня вызвал в сельсовет капитан и сказал: "До восстановления районной власти вы будете председателем сельсовета. Восстанавливайте колхоз".

Между тем за селом развернулся полевой аэродром нашей авиации. Зима была очень холодная и снежная, и нас, гражданских, заставляли его чистить от снега. Приходилось ходить в каждый дом, просить людей, в основном женщин, поскольку молодежь угнали в Германию. Люди шли и работали, потому что был общий для каждого человека призыв: "Все для фронта, все для победы". Трудились от зари до зари с радостью, просить никого не приходилось.

Мне сейчас 88 лет, почти прошла эта нелегкая жизнь. Но Господь меня не оставляет без помощи и держит на ногах. А из моих друзей по несчастью уже никого нет в живых. И я до сих пор помню этот сон про высокого человека, который приснился в камере немецкой комендатуры и сказал: "В понедельник пришли, в понедельник выйдете". Это был святитель Николай-Угодник. С той ночи я поверила в Бога".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах