aif.ru counter
25

Как воспитать человека?

В новом учебном году особое внимание будет уделяться гражданско-патриотическому воспитанию и роли школы как фундаментальной основы в формировании личности. Именно этим вопросам и посвятила свою работу Диана КЛЕВОГИНА, заместитель директора по воспитательной работе Разуменской средней школы N 3, ставшая в 2011 году финалисткой II Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений "Воспитать человека".

В новом учебном году особое внимание будет уделяться гражданско-патриотическому воспитанию и роли школы как фундаментальной основы в формировании личности. Именно этим вопросам и посвятила свою работу Диана КЛЕВОГИНА, заместитель директора по воспитательной работе Разуменской средней школы N 3, ставшая в 2011 году финалисткой II Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений "Воспитать человека".

Педагог в третьем поколении

- Диана Анатольевна, быть учителем - нелёгкий труд. Как давно вы в профессии и чем она для вас привлекательна?

- В сфере образования я работаю с 1990 года, то есть уже 21-й год. Я педагог в третьем поколении. Бабушка была учителем сельской школы, позднее - её директором, часто брала меня с собой. Она ясно видела во мне учителя. Мама преподавала русский язык и литературу, сейчас - социальный педагог. Тётя - воспитатель детского сада. Это моя атмосфера. Я начинала как учитель черчения и изобразительного искусства, окончив Белгородскую художественную школу и БелГУ. Сначала работала в Комсомольской средней школе, а в 2003 году открылась Разуменская.

- Расскажите о своём участии в конкурсе, что особенно запомнилось?

- Очень понравилось, что всё было продумано до мелочей и организовано на самом высоком уровне. Я никогда не думала, что к нашей профессии может быть такое внимание. Это была хорошая возможность познакомиться с интересными людьми, перенять полезный опыт коллег. Над своим проектом я работала несколько лет, он для меня очень важен. Самым волнительным моментом была именно его защита. До финала нас дошло 10 человек из 42 со всей России. Я стала дипломантом конкурса в номинации "Заместитель директора по воспитательной работе". Я считаю это не столько своей личной победой, сколько большим достижением всего нашего коллектива, которому я очень благодарна за поддержку.

Патриотизм

и дисциплина

- Что в первую очередь влияет на становление гражданско-патриотической позиции ребёнка?

- Воспитание патриотизма - это ведь не только подготовка ребёнка к службе в армии, это отношение к самому себе, к родителям, к своей истории, к Родине. Мы готовим достойных граждан. Рядом с нами находятся замечательные примеры - это Разуменский Совет ветеранов, мы с ними постоянно сотрудничаем. Ветеранов сейчас, к сожалению, совсем мало. Совместно с ними у нас проходят различные мероприятия, посвящённые Великой Победе.

Поле деятельности, на котором можно взрастить патриотизм, довольно обширно. На базе нашей школы уже четыре года функционирует военно-патриотический клуб "Отечество", который организовал человек, знающий своё дело, - капитан первого ранга в запасе Владимир Белоус. Дети в нём души не чают, им это очень интересно. Они одержали уже множество побед на всевозможных конкурсах.

- Чем же сегодняшних детей можно заинтересовать?

- Как раз той самой дисциплиной, близкой к военной, когда ими руководит настоящий мужчина. Ведь в школе, да и вообще в системе образования педагоги в основном - женщины, а нам свойственно относиться к детям несколько по-матерински. Мальчишки, особенно в переходном возрасте, совершенно не воспринимают всерьёз нашу строгость. Те ребята, с которыми мы не знаем, что делать на уроках, за поворот головы в строю беспрекословно отжимаются 15 раз. Их это организует, закаляет характер.

Всего можно добиться любовью

- Есть ли сегодня что-то, что мешает воспитанию?

- Сейчас против нас оборачивается прогресс. Дети, проводя часы за компьютерами, значительно меньше времени отдают живому общению, семья уходит на второй план. Всё это влияет на общий склад мышления. Мы отстранились от идеалов, к которым стремились раньше, сегодня всё более виртуально. Но приходится с этим считаться, ко всему должен быть правильный подход. Есть такое выражение: "Многого можно добиться строгостью, но всего можно добиться любовью", это правда. Самое главное в воспитании ребёнка - это любовь. Для педагога, который действует по этому принципу, его ученики становятся преданными помощниками. Если же этой искры нет, то лучше сразу уходить в другую профессию.

- Какие методы вы используете в своей работе с детьми?

- Это может быть и личная беседа, и личный пример. С каждым надо работать индивидуально. Кого-то нужно похвалить, и он свернёт горы, а кого-то наоборот - встряхнуть, дав понять, что на него надеются и ждут хороших результатов.

- Как к вам относятся ваши ученики?

Я считаю, что очень хорошо. Причём всех возрастов, начиная от самых маленьких. И у меня прекрасные отношения с подростками. Самое главное умение в педагогике - находить общий язык с учениками.

- Они приходят к вам за советом?

- Да, приходят и сами дети, и особенно часто - их родители. Когда начинается переходный возраст, некоторые из них не могут совладать с ситуацией. Очень многих ребят сейчас воспитывают бабушки, что приводит к ещё большему расхождению в интересах поколений. Тогда школа должна помочь ребёнку встать на истинный путь, а его родным - понять его, объяснить, как правильно себя с ним вести.

Неисчерпаемый источник энергии

- Как вы относитесь к новшествам в программе обучения, в частности, к методике Базарного?

- Мне нравится, что сейчас большое внимание уделяется вопросу о сохранении здоровья школьников. Но лично я не вижу смысла разделять мальчиков и девочек. Ведь мы потому и отдаём детей в школу, а не закрываем дома - они должны учиться всестороннему общению, чтобы комфортно чувствовать себя в социуме.

- Что самое сложное в учебном процессе?

- Каждый ребёнок - это индивидуальность. Так же, как и во взрослом коллективе, каждого из них нужно прочувствовать, не пропустить момент, чтобы подобрать к нему ключ. У нас новая школа, она существует с 2003 года, рассчитана на 600 человек, сейчас учеников около 400. Так что к нам постоянно идут новенькие. Часто встречается классическая ситуация "гадкого утёнка", когда сложившийся коллектив не сразу принимает новичка. Самое сложное - сделать так, чтобы период его адаптации был наиболее безболезненным.

- А что же самое приятное?

- Самое приятное - это само общение с детьми, их чувство юмора, их непосредственность, наивность, постоянное искреннее ожидание чего-то хорошего. Это неисчерпаемый источник позитивной энергии!

Смотрите также:




Самое интересное в регионах
Роскачество