aif.ru counter
50

Любовью и единением спасем ся. Слова святого стали темой творческого вечера

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Белгород 13/11/2019
Митрополит Иоанн представил ансамбль «Лейся, песня» из села Ездочное Чернянского района.
Митрополит Иоанн представил ансамбль «Лейся, песня» из села Ездочное Чернянского района. © / Татьяна Черных / АиФ

Литературно-художественная гостиная в Белгородской митрополии, прошедшая накануне Дня народного единства,  была посвящена разговору об исторической судьбе  России. Темой её стали слова преподобного Сергия Радонежского «Любовью и единением спасём  ся», то есть спасём себя сами.

Разговор шёл не только об истории, но и о поэзии, ведь октябрь — месяц рождения великого русского поэта Сергея Есенина, юбилей которого — 125 лет — будет отмечаться в следующем году. 

Картины как история

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Но вначале глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн по традиции  пригласил гостей  познакомиться с художественными произведениями.  На этот раз это были картины белгородских художников разных времён, часть большой экспозиции, которая будет представлена с 20 декабря 2019 года по 2 января 2020-го в Белгородском государственном художественном музее.

«Эта выставка — итог беспрецедентной акции, состоявшейся летом этого года,  когда власти региона  выделили средства на закупку 179 полотен 69 белгородских художников для пополнения музейных фондов, — сказала директор художественного музея Татьяна Лукьянова. — Это работы как живых, так и уже ушедших от нас мастеров кисти, таких как Илья Хегай и Евгений Поленов, разного жанра — здесь и пейзажи, и портреты, и автопортреты. Работы наших земляков составляют  до 30% собрания художественного музея.  Среди представленных картин — работа  Александра Мамонтова «Белгородские Черёмушки» 1963 года — в то время это был новый район, он только  начинал строиться. Мы видим, как художники рассказывают нам о человеке, о времени, оно узнаваемо на полотнах, они показывают нам, как оно менялось. То есть это не только художественные произведения, но ещё и исторические источники, и тем ценнее  они для музейных собраний».

Книжная выставка на  этот раз представила уникальную историческую монографию «Смутное время Московского государства  в начале XVII столетия» — эта книга вышла в Санкт-Петербурге в 1868 году и  изначально принадлежала Белгородскому учительскому институту, об этом говорит экслибрис на титульном листе. Учительский институт в Белгороде  был открыт в 1876 году, преподавателей там было 9 человек, учащихся — 36. Так начинался Белгородский государственный университет.

На выставке также представили книгу «Образ очищенного духа. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, в русской культуре» — антологию, в которую вошло всё самое лучшее,  что когда-либо было написано о великом русском святом, 705-летие со дня рождения  которого отмечается в этом году.  В сборник включена уникальная находка издателей: в недрах Российской государственной библиотеки они обнаружили оттиск жития преподобного Сергия, которое написал святитель Филарет, митрополит Московский. Лишь однажды оно было произнесено в качестве проповеди в Троице-Сергиевой Лавре и больше никогда не переиздавалось.

Заключительный раздел выставки, названный  строчкой Сергея Есенина  «Шёл Господь пытать людей в любови», представил издания, которые воссоздают образ поэта во всей его полноте, — его биография в одном из последних изданий, подлинные воспоминания современников, прижизненные публикации Есенина 1915 года.

Быть единым народом

Митрополит Иоанн начал вечер разговором о том единении,  которое должно совершаться в наших душах.

«Мы сегодня посмотрели художественные образы, которые вернули нас в наше прошлое, когда мы действительно осознавали себя единым народом. Это единство родилось в Великой Отечественной войне. Мы вспоминали исторический опыт, когда в Смутное время под водительством иконы Божией Матери Казанской,  при подвиге гражданина Минина и князя Пожарского также совершилось единение народа. Наше государство родилось вновь благодаря Земскому собору, когда был избран на царство Михаил Романов, и этим начался этап процветания, который длился до эпохи Петра I. Петровские реформы  с их стремлением уничтожить традиционную культуру привели к тому, что к началу  XIX века в России было два языка: французский и русский. Вся элита говорила на французском, а простой народ — на русском. И только после войны с Наполеоном — опять-таки после войны! — происходит единение, и Россия снова становится великой».

Владыка Иоанн сказал, что сегодняшнее наше общество развивается с дефицитом человечности,  и это очень большая проблема для грядущих поколений.

«Мы  с вами, пережившие советский опыт, знаем, как объединяться, как в трудный час приходить на помощь, а вот у наших детей этого опыта нет, — сказал Владыка  Иоанн. — Я недавно видел такую картину: изображён полный двор ребят, и называется она «Отключили Интернет».  И это очень точно отражает нашу жизнь: где объединяться детям? В виртуальной реальности?  У нас единственными площадками, где собираются люди,  остаются Церковь с воскресными школами, учреждения культуры и студенческие объединения. Как преодолеть проблему разъединения? Глобальными проектами ничего не добьёшься. Единение начинается с малых дел».

Владыка представил первых исполнительниц — девушек ансамбля «Лейся, песня» из села Ездочное Чернянского района, жизнь которого самым тесным образом связана с Холковским мужским монастырём.

«Все люди — одна душа»

Своими размышлениями о судьбе Сергея Есенина поделился  протоиерей Николай Германский, который накануне отпраздновал юбилей — 30-летие своего священнического служения. Митрополит Иоанн наградил его за заслуги медалью Святителя Иоасафа.

«У поэта была особая, непростая судьба, — сказал отец Николай. — Но на примере Сергея Есенина можно увидеть путь к правде, путь такой мятущейся, широкой, искренней души. Никому из его современников не удалось так глубоко показать свою любовь к вековой народной культуре, во многом связанной с православной христианской верой.  «Люби и жалей людей — и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников, — ты можешь быть любым из них, — писал в юности Сергей Есенин своему другу. — Все люди — одна душа».

В 1925 году в автобиографии к своим сочинениям Есенин напишет: «В революцию был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Многие тогда соблазнились: для одних, как для Блока,  Христос и апостолы были революционерами, другие, как Маяковский,  себя «чистили под Лениным», чтобы «плыть в революцию дальше».  Но Сергей Есенин всегда оставался глубоко русским человеком. После поездки в Европу и Америку, где Есенин ощутил особую острую тоску, он ещё больше утвердился в своей любви к России. Он писал: «Пусть мы нищие,  пусть у нас холод, голод — зато у нас есть душа».

— Вся поэзия Есенина носит исповедальный характер, — продолжил отец Николай. — У него были разные стихи, он страдал и тосковал и как бы исповедовался всему русскому народу.  Есть разные версии его гибели, но  он писал: «Чтоб  за все за грехи мои тяжкие, за неверие в благодать  положили меня в русской рубашке под иконами умирать». Такие стихи не мог написать человек, который решится умереть страшной смертью.

Своими размышлениями о Есенине поделилась и доцент кафедры русской литературы НИУ «БелГУ», кандидат филологических наук Виктория  Кичигина:

«Для меня Есенин — это не только чувство слова, ностальгии, Родины, осени, но и очень трепетное восприятие Бога, где-то очень крестьянское,  идущее от основ, от земли, и тем более интересное, что жил он во время, когда от этого требовали отказаться. И его трагедия, и его путь, полный скорби,  заключаются в невозможности соединить то, чему учила мать — молитву, с ощущением того, что «советской стороны он самый яростный попутчик».

Дебютом в митрополичьей гостиной стало выступление молодого певца Дениса Библева,  исполнившего песню на украинском языке. Затем перед гостями  выступил замечательный виртуоз-скрипач Руслан Гайнулин. В числе выступавших был и кларнетист Дмитрий Хегай, накануне отметивший свой 50-летний юбилей.

Протоиерей Игорь Кобелев, клирик Смоленского собора, член Союза писателей России, рассказал гостям о поэте Игоре Чернухине:

«Недавно дочь Игоря Андреевича Светлана передала мне его стихотворение — я его исповедовал, причащал, и мне довелось его отпевать в храме преподобного Сергия Радонежского. Это стихотворение из его архива, с его пометками, и оно имеет непосредственное отношение к нашей теме, оно называется «Триединство».

Триедина великая вера

Милосердна, глубинна, чиста

И тебе до конца не измерить

Эту лёгкость и тяжесть креста...

Что же делать, коль в жизни суровой

Просто так ничего не дано?

Триедино великое слово —

Слово «Бог» — изначально оно...

Духовные стихи

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Особым гостем литературной гостиной на этот раз стала известная исполнительница средневековой русской музыки, руководитель ансамбля «Узорика» и солистка ансамбля «Сирин»  Варвара Котова. Её исполнение духовных песнопений  стало очень созвучным обсуждаемой теме.

«Я уже больше 15 лет занимаюсь древнерусской духовной музыкой. Духовный стих — это жанр народной песни, фольклора, это такое духовное творчество, сопутствующее богослужебной жизни простых людей, — рассказала Варвара. — Как разнообразна жизнь человеческая, так же разнообразны и духовные стихи — есть крестьянские,  есть виршевая поэзия XVIII века,  есть колыбельные, покосные песни. Духовные стихи — это размышления русского народа о душе и о вечной жизни».

 Сохранилась устная традиция — то, что дошло до нас и записано в фольклорных экспедициях, что  исполняли бабушки в деревнях. А есть ещё  древняя письменная традиция духовных стихов — это записи конца XVI — начала XVII веков. Они записаны «крюками» — над текстом, на них  накладывался напев в рамках церковного гласа, у каждой был собственный оттенок, и так  это существовало в русской церкви до начала XVIII века, до того момента,  когда сменилось целое музыкальное мировоззрение.

«То, что мы сейчас поём и слышим в храме, — это та композиторская музыка,  которая пришла в Россию вместе с Петровскими реформами, — говорит Варвара. — Вместе с западными композиторами, вместе с итальянской школой — прекрасной, но заменившей знаменный распев, — в церковную музыку пришли человеческие эмоции».

Варвара исполнила духовные стихи начала XVII века — послание Апостола Павла о любви, «Стих о Пресветлом Рае», «Стих о расставании души с телом». Закончила своё выступление Варвара Котова духовным стихом «Благодарение за милостыню» — им обычно завершали своё выступление народные певцы.

«Раньше духовные стихи под гусли не пели — их исполняли под колёсную  лиру, — сказала Варвара Котова. — На этом инструменте играли лирники, они ходили по югу России,  это была целая каста музыкантов,  странников, блаженных и почти святых людей. Они ходили из города в город,  расходились по папертям церквей, пели духовные стихи,  потом собирались вновь в артель и шли дальше. И это были как бы духовные вены, по которым текла по стране благая весть».

Митрополит Иоанн поблагодарил всех за замечательные выступления и, подводя итог вечеру, сказал:

«Нам нельзя терять единство, ведь на смену ему приходит  страх, подозрительность,  безнадёжность.  Нам нужно сохранить единство — через нашу культуру, и  я благодарен Варваре за то,  что она донесла до нас этот дореформенный, допетровский напев. Мы сегодня прикоснулись к самому нерву нашей культуры, нашей духовной памяти. И я думаю, наше  единение должно основываться на внутренней потребности человека постигать истину. «Познайте истину, и  истина сделает вас свободными», — сказано в  Писании, прежде всего — свободными от греха».

В приходе — жизнь села

Ещё одно важное событие произошло в Белгородской митрополии в День народного единства 4 ноября:  в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Плоское Корочанского района отметили престольный праздник и  15-летие его восстановления.

 Митрополит Иоанн наградил прихожан Архиерейскими благодарственными грамотами.
Митрополит Иоанн наградил прихожан Архиерейскими благодарственными грамотами. Фото: АиФ

Строили всем миром

Этот  храм видно издалека с корочанской трассы — огромный, красивый,  совсем не сельский. Его строительство началось в 1881 году, завершилось, судя по архивным данным, в 1888 году — в прошлом году храму было 140 лет, это  памятник архитектуры XIX века. В советское время в нём устроили колхозное зернохранилище, колокольня была разрушена. Восстанавливать храм начали в 2002 году,  и через два года, на престольный праздник 4 ноября 2004 года, храм освятил Владыка Иоанн.

«Я служу в этом храме 17 лет, — рассказывает настоятель отец Николай Дзерин. — Приход у нас  небольшой,  как и  само селение, жителей около 300 человек. Люди любят этот храм, смотрят, чтобы и в нём, и вокруг всё было красиво. Так замечательно украсили храм к престольному празднику!  Приход  у нас — как семья, никто ни о ком  слова  плохого не сказал. И дай Бог, чтобы так и было дальше, чтобы все жили во взаимной любви, как заповедал Господь. Тогда всё у нас будет получаться».

Батюшка считает, что попал сюда по промыслу Божию, потому что  именно в день Казанской иконы Божией Матери Владыка Иоанн благословил его на это служение. Он вспоминает, как много трудов было при восстановлении храма:

« Это была большая стройка — ведь не только храм восстановили, реставрировали фрески, которые частично сохранились ещё с XIX века, благоустраивали территорию, построили церковный дом. Люди помогали — когда строилась колокольня, вручную помогали  поднимать  на неё кирпич на блоках, радовались, что идут эти работы». 

Протоиерей Николай Дзерин служит в храме 17 лет.
Протоиерей Николай Дзерин служит в храме 17 лет. Фото: АиФ

Отец Николай организовал при храме мастерскую резьбы по дереву — он и сам резчик, и смог собрать вокруг себя людей, которые теперь изготавливают замечательной красоты резную церковную мебель и утварь — иконостасы,  аналои,  жертвенники,  оклады. Мастерская работает уже 12 лет, и в ней трудится больше 20 человек — не только жители Плоского, но и из ближайших сёл.

Много поспособствовал  и помог при восстановлении храма житель соседнего села Ломово Николай Дмитриевич Кошарский — он сам родился в Плоском, помог провести в храм отопление.

«Все помогали, кто чем мог, — вспоминает отец Николай. — Когда храм закрывали в 30-х годах, люди разобрали иконы по домам,  бережно хранили их, и когда храм вновь открылся, все иконы вернули в храм, и это можно вменить им за подвиг».

У истоков восстановления храма стояла Людмила Потапенко — тогда она была главой сельского поселения, проработала в этой должности 25 лет,  а сейчас несёт послушание на клиросе, поёт в хоре.  Людмила Ивановна вспоминает, как  служили первую службу, и под купол залетело огромное количество  птиц, и  они так щебетали, так пели — это было как знамение Божие.

«Мы прошли через многие труды, мы видели, как храм преображается буквально на глазах, — говорит Людмила Ивановна. — Батюшка наш человек одарённый, он великий труженик, мы все его бесконечно любим  и уважаем. Я тогда понимала, что всё это нужно поддержать,  ведь люди утратили стремление к храму, память о Боге. А потом я нашла для себя в этом утешение. Я очень люблю церковное хоровое пение — двухголосье,  трёхголосье. И я стала петь в храме. У нас большой хор, в нём 18 человек — и жители села,  и приезжие. Со всей округи к нам теперь едут венчаться, крестить детей».

Мы можем жить по вере

3 ноября, в канун дня памяти Казанской иконы Божией Матери, Глава Белгородской митрополии совершил в храме Всенощное бдение. По окончании богослужения Владыка наградил самых усердных прихожан архиерейскими благодарственными грамотами. Благодарностей  удостоили главу администрации Плосковского сельского поселения Людмилу Викторовну Потапенко, певчих хора  Нину Ивановну Ушакову, Татьяну Андриановну  Фатееву, Николая Ивановича  Верзунова, Марию Васильевну Долгополову и казначея храма Лидию Дмитриевну Стрельцову.

«Если бы меня попросили  привести пример народного единства — я бы рассказал о селе Плоское, — сказал митрополит Иоанн, обращаясь к прихожанам. — Я помню, с чего начиналась жизнь в этом селе, из которого все уезжали, — с реставрации храма. Храм стал местом, пространством для единения людей. И я благодарен отцу Николаю,  что он вместе с главой сельской  администрации Людмилой Ивановной сумел сплотить ради этого дела весь народ.  Делали иконостас — и в этом участвовали все, кто может чем-то помочь. У жителей села появился смысл жизни. Значит, мы можем жить по вере! Поэтому и я стремлюсь каждый раз в этот праздник бывать здесь или на Всенощном бдении, или на Божественной литургии.  Столько людей, как в Плоском,  на Всенощном бдении не увидишь и в городских храмах. Потому что вы сумели понять,  где центр, средоточие жизни».

Казанский храм в селе Плоское Корочанского района в прошлом году отпраздновал 140-летие.
Казанский храм в селе Плоское Корочанского района в прошлом году отпраздновал 140-летие. Фото: АиФ

Сегодня разобщены только потому, что многие ещё не пришли к пониманию христианского единства. Наше единство должно быть основано на правде,  на чистоте, на законах христианской любви, на милосердии, на истине Христовой — этим всегда жила Святая Русь. Наша свобода — это внутренняя свобода христианской любви. Поступайте по любви — и это будет наша христианская жизнь, которая достойна высокого духовного очищения и преображения.

Оставить комментарий (0)
Loading...
Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество