aif.ru counter
575

Машиностроение Белгородчины. Каковы его проблемы и перспективы

Ассоциация машиностроителей Белгородской области / Из личного архива

День машиностроителя традиционно отмечается в последнее воскресенье сентября в России, Беларуси и Кыргызстане. В 2017 году он приходится на 24 сентября. Накануне профессионального праздника мы беседуем с председателем Ассоциации машиностроителей Белгородской области Александром Ващенко.

Предприятия на подъеме

Фото: Из личного архива

- Александр Иванович, с какими результатами промышленные предприятия Белгородской области встречают День машиностроителя?

- В Ассоциацию машиностроителей Белгородской области на сегодняшний день входят 26 различных предприятий, представляющих собой как крупные промышленные холдинги, так и небольшие, но успешно зарекомендовавшие себя компании. Предприятия выпускают разнопрофильную продукцию и самостоятельно работают в рынке, в связи с этим трудно дать общую объективную оценку их деятельности. Тем не менее, если говорить об итогах работы машиностроительного комплекса за 7 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, то объем производства промышленных товаров составил 101,4 %, на 8,8 % выросла заработная плата, а вот численность работающих снизилась на 0,9 %, но конечно же это усредненные показатели, так как многим предприятиям не только удалось избежать снижения численности, но и наоборот, привлечь новые трудовые ресурсы.

Так, например, Борисовский завод мостовых металлоконструкций на 15% увеличил объем производства, создал условия для роста зарплаты на 9%, которая в настоящий момент составляет в среднем по заводу 47 тыс. рублей. На мой взгляд, предприятие находится на подъеме, что позволяет всему коллективу с хорошими результатами и боевым настроением отмечать в этом году 40-летие со дня образования завода, с чем мы его и поздравляем.

В непростых условиях жесткой конкуренции динамично развивается Оскольский завод автотракторного электрооборудования им А.М. Мамонова. На предприятии за 2016-2017 гг. освоено 10 новых изделий, на эти и другие цели инвестировано более 102 млн. рублей, запущены в эксплуатацию 2 литейных комплекса, 2 обрабатывающих центра. Замена оборудования, освоение литья под давлением и его обработка позволили не только расширить номенклатуру, но и увеличить объемы производства и продаж с 2015 г. на 25,5%. А в 2016 г. в рамках церемонии награждения «Robert Bosch Supplier Award - 2016» предприятие было отмечено как как лучший и эффективный партнёр в номинации «Плодотворное сотрудничество».

Налаживает контакты с зарубежными партнерами и коллектив завода Белэнергомаш-БЗЭМ. В рамках производственной кооперации с немецкой фирмой в январе 2017 года на предприятии было создано новое производство по изготовлению опорно-подвесных систем трубопроводов. Для реализации данного проекта было приобретено новое высокопроизводительное резьбонакатное и гибочное оборудование европейского производства, комплексная линия окрашивания, позволяющая наносить специальные дезактивируемые покрытия для оборудования атомных станций, требующие проведения высокотемпературной сушки до 300°С.

Созданный участок позволяет вдвое увеличить объемы выпускаемой продукции традиционной номенклатуры опор и подвесок трубопроводов по отечественным отраслевым стандартам, а также опорно-подвесных систем трубопроводов по документации немецкой компании. Продукция востребована в атомной и тепловой энергетике.

Теплые слова хочется сказать и о небольшом, но известном на всю Европу предприятии Скиф-М, которое одно из немногих активно участвует в реализации программы импортозамещения. В рамках этой программы в ноябре 2016 г. был запущен участок порошковой металлургии. В текущем году совместно с немецкой фирмой реализуется проект освоения новой технологии по нанесению на инструмент износостойких покрытий. В настоящий момент коллектив предприятия принимает активное участие в международной выставке «Технология машиностроения», которая проходит в Германии.

Есть в составе Ассоциации и молодое, но очень амбициозное предприятие Промзапчасть, которое специализируется на производстве агрегатов для агропромышленного комплекса. Предприятие успешно конкурирует не только в России, но и на внешнем рынке. В настоящее время коллектив заканчивает проект по роботизации основного производства, что позволит на 30% нарастить объем производства, а в следующем, 2018 году, при предприятии откроется инжиниринговый центр, который будет готовить специалистов для работы на роботизированном производстве, а также промышленных программистов.

К реализации серьезного проекта приступил коллектив Белгородского завода металлоизделий. Проектом предусмотрено привлечение 389 млн рублей, будет дополнительно трудоустроено свыше 40 человек, а годовая выручка предприятия вырастет на 500 млн. рублей.

Можно приводить еще много достойных примеров работы предприятий, чьи результаты планомерного развития улучшаются год за годом. Это и завод Сокол-АТС, Старооскольский завод металлургического машиностроения, и наш старейший коллектив Шебекинского машиностроительного завода. Так что с уверенностью могу утверждать, что машиностроительный комплекс Белгородчины не стоит на месте, ответственно подходит к решению задач модернизации производств и в целом стремится к опережающему инновационному развитию.

Поддержка и развитие

- Какие задачи стоят перед машиностроительной отраслью на Белгородчине? какие проблемы, что мешает развитию?

- Машиностроение Белгородчины является не менее значимой отраслью ее экономики, чем, например, сельское хозяйство или добывающая промышленность. Более того, машиностроительный комплекс того или иного региона в определенной степени определяет технологический уровень развития экономики страны в целом. В нынешних, достаточно сложных экономических условиях, связанных с применением санкций, а также в связи с высоким уровнем конкуренции на международном рынке, главной задачей, стоящей перед отраслью машиностроения является создание инновационных продуктов, постоянная модернизация производств, совершенствование технологических процессов, что в конечном итоге позволит отечественным предприятиям успешно конкурировать с зарубежными коллегами.

Для решения такой сложной, но тем не менее вполне реальной задачи машиностроительным предприятиям Белгородчины предстоит процесс обновления технологического парка оборудования, к которому многие из них уже успешно приступили, ориентируясь при этом на международные стандарты в этой сфере. Конечно, далеко не всем это по силам, остается проблемой нехватка денежных средств, дорогие кредитные ресурсы, в таких условиях, как никогда, возникает потребность во взаимной кооперации, которую мы и развиваем в рамках Ассоциации. Но самой значимой задачей для каждого предприятия является формирование высоко квалифицированного коллектива. В этой части предприятия в большей степени занимаются самостоятельно, сотрудничая с профильными учебными заведениями. Но учитывая важность, а также поскольку кадровые проблемы есть в каждой компании, на одном из заседаний правления Ассоциации принято решение об оказании взаимных услуг по подготовке рабочих кадров.

Так, например, на Белэнергомаше в 2017 году открыт аттестованный учебный центр по подготовке сварщиков, токарей, стропальщиков и сборщиков металлоконструкций, который готовит специалистов не только для себя, но и для других предприятий. Словом, несмотря на все сложности мы настроены на выполнение задачи, поставленной перед машиностроением губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко – быть локомотивом развития промышленности региона. Считаю, что комплексное решение всех существующих в настоящий момент проблем возможно только общими усилиями, в постоянном взаимодействии между руководителями предприятий и органами законодательной и исполнительной власти региона.

- Как реализуется программа модернизации и поддержки машиностроения региона?

- Программа модернизации и поддержки машиностроения региона была рассчитана до 2016 года и в основном завершена. Сегодня действует «Программа экономического развития области», в ней есть подпрограмма развития промышленности, в которой имеется раздел, посвященный развитию машиностроения. Деятельность Ассоциации во многом направлена на обсуждение инициатив, возникающих в процессе производственной деятельности ее членов, построение совместной работы в рамках кооперационных связей, а в случае необходимости организация поддержки со стороны органов власти, внесение новых перспективных проектов и начинаний на обсуждение в малое правительство области. В большей степени мы сотрудничаем с департаментом экономического развития области.

- Вы уже в течение года руководите Ассоциацией машиностроителей нашего региона – какие задачи Вы перед собой ставите, и что уже удалось сделать?

- Главной задачей для меня как для председателя является помощь в развитии кооперации между предприятиями, в продвижении новых технологий и образцов продукции, востребованных на современном рынке. Мне выпала честь представлять интересы ведущих предприятий области, взаимодействовать с органами власти в интересах развития машиностроения области и несомненно мы активно работаем в этом направлении. Например, в июне 2017 года на заводе Белэнергомаш провели опытные работы по окрашиванию металлических конструкций с применением продукции завода краски КВИЛ. По результатам испытаний лакокрасочных материалов белгородского производителя сделано заключение, что они не уступают применяемым импортным материалам, и могут быть использованы многими белгородскими предприятиями, специализирующимися на производстве и покраске подобного рода конструкций. Отправлены письма в проектные организации с предложением включить продукцию предприятия в будущие проекты наравне с известными импортными производителями, такими как Hempel, Jotun, International Paint. На мой взгляд, это является непосредственным доказательством возможности импортозамещения на региональном уровне, а также свидетельствуют об общей тенденции улучшения качества продукции, выпускаемой в Белгородской области. Надеюсь, что поступательное развитие Ассоциации машиностроителей в этом направлении, поддержка отдельных предприятий со стороны коллег и власти, позволит нам объединить усилия и выйти на новый уровень развития машиностроения в нашем регионе.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество