Примерное время чтения: 8 минут
5380

Утонувшая белгородская церковь. Была ли она в действительности?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. АиФ-Белгород 30/12/2015

«Святое» озерцо

Во все времена людей привлекали различные легенды, тайны, необъяснимые явления. Многие из них пришли к нам из глубины веков, и найти их истоки уже практически невозможно. С течением времени они приобретают новые подробности, и уже сложно определить, где сказка, а где быль. В России сказки всегда были особенно любимы в народе, а к существующим легендам относились с трепетом, всячески чтили и оберегали их.

Жемчужиной славянского эпоса является легенда о сокрытии священного града Китежа в озере Светлояр, что в Нижегородской области. Подобные легенды о затонувших городах, сёлах, церквях или колоколах встречаются в эпосах многих народов мира. Все легенды отличаются между собой мелкими деталями, но содержат основной элемент - водоём, поглотивший город или церковь перед нашествием врагов или как в наказание за прегрешения.

Существует подобная легенда и в нашем городе, упоминание о ней встречается в путеводителе по Белгороду, изданном в 1911 году И. Кулегаевым. Вот её описание: «В ограде Михайловской церкви сохранилось ещё озерко, теперь довольно грязное, которое до сих пор поддерживается ключами (попытка очистить его ни к чему не привела). Это озеро служит предметом поклонения простых богомольцев: они бросают сюда монеты, черпают воду для умывания, а в прежнее время даже купались. Озеро считается «святым», потому что образовалось будто бы на месте, куда упала в землю старинная церковь, откуда такая легенда - неизвестно».

Можно предположить, что предание это есть некое подражание легенде о граде Китеже, местный фольклор. От белгородцев можно услышать и другие варианты этой легенды - будто бы церковь ушла под землю с прихожанами, которые укрылись в ней при нападении на город. История эта всеми любима, передаётся из поколения в поколение и обрастает новыми деталями и временными рамками.

А была ли в действительности церковь на этом месте, и что стоит за словами легенды? Об этом, возможно, могут рассказать архивные документы, а также ответить нам на вопрос о том, что же могло послужить прообразом столь притягательной легенды.

Неприятели и стены

Пограничная крепость Белгород, стоявшая на пути неприятельских вторжений, в начале XVII века неоднократно подвергалась нападениям. Однако история с «провалившейся» церковью относится к месту третьей Белгородской крепости, построенной уже в 1650 г. на берегу Везелки, а с этого периода осада её и, тем более, взятие не происходили. Поэтому неприятельский момент в легенде можно смело отнести к фольклорному элементу.

А вот озёр в городе действительно было много, в сметной книге за 1676 г. при описании Белгородской крепости записано «…и промеж дворов - озёра…» Несколько их располагалось вдоль современного Гражданского проспекта. Это были бывшие или несостоявшиеся притоки рек Везелка и Северский Донец, существование которых обусловлено близким залеганием грунтовых вод и мощными весенними разливами рек. Одно из них существовало даже на современной Соборной площади.

При составлении нового плана регулярной застройки города, подписанного Екатериной II в 1768 году, озеро это попало в центр проектируемой торговой площади, и поэтому было засыпано по предписанию к плану.

Следующее озеро находилось во дворе дома А.А. Вейнбаума (Гражданский пр., 41), засыпалось постепенно и окончательно перестало существовать лишь в 50-е годы XX столетия. Ещё одно - во дворе дома братьев Котляровых (Гражданский пр., 23), с XIX века, в отличие от предыдущего, благоустраивалось: возле него был разбит небольшой парк и устроена зона отдыха для горожан, зимой оно служило городским катком. Для этих целей владельцам дома Белгородская городская управа даже разрешила брать воду из водопровода по льготной цене.

А озеро, упоминаемое в легенде, действительно существовало давно, и было расположено в ограде Успено-Михайловской церкви, месторасположение которой теперь соответствует северо-восточному углу перекрёстка Гражданского проспекта и улицы Белгородского Полка. Сохранилась только фотография храма начала XX века, разрушен он был в 30-е годы, а озеро это ещё хорошо помнят старожилы и могут точно указать его местонахождение. В 1961 году после расчистки русла Везелки уровень грунтовых вод значительно упал, озеро обмелело и было засыпано. Совсем недавно, в 2007 году, на этом месте был вырыт котлован под строительство дома, который позволил увидеть профиль озера, глубина которого, видимо, не превышала 2-3 метров.

Городские храмы

Белгород всегда отличался наличием большого количества церквей. В первой Белгородской крепости на Меловой горе их было 6, при перенесении её на новое место, в район современного Старого города, их насчитывалось уже 13. При очередном - третьем - переносе крепости в 1650 году в район Везелки церкви снова, практически все, получили новые места расположения. Земля под строительство выделялась, как правило, один раз и навсегда, известны только два случая переноса.

Отсутствие в нашей местности природного камня обуславливало только деревянное строительство как оборонительных сооружений, так и церквей, и зданий. Постепенно деревянные храмы ветшали, были подвержены пожарам, перестраивались и затем вновь рядом возводились новые.

После крупного пожара, уничтожившего значительную часть городских строений, и утверждения плана новой регулярной застройки Белгорода в 1768 году, церкви стали возводиться каменные. Конец XVIII - начало XIX веков характерны массовым строительством каменных церквей в городе. На картах этого периода можно увидеть старые деревянные и рядом новые выстроенные каменные строения Покровской, Тихвинской, Введенской и Петропавловской церквей.

Успено-Михайловская церковь, упоминаемая Кулегаевым рядом с «легендарным» озером, вела свою историю от церкви, поставленной «Михайловскими и Пронскими казаками» ещё в первой Белгородской крепости на Меловой горе. Первое же её упоминание на месте современного Белгорода относится уже к 1654 году. В письменных источниках, дошедших до наших дней, не указаны точные места расположения церквей, а только их наличие, но здесь нам помогут сохранившиеся карты.

На карте части укреплённой Белгородской черты конца XVII в. указаны все имеющиеся в то время церкви города-крепости Белгород с их названиями. На ней возле Успено-Михайловской церкви находится ещё одна под названием «Сергия».

Информация об этой церкви встречается в переписной книге Белгорода за 1664 г., где она названа церковью Сретения Пресвятой Богородицы с приделом Сергия Радонежского. В дальнейшем в официальных документах она именовалась как Сретения Пресвятой Богородицы, так и Владимирской, в народе же её чаще называли Сергиевской.

На карте же Белгорода рубежа XVIII-XIX вв., где указаны и озёра, здание этой церкви находится вблизи северного берега озера, при этом оно обозначено деревянным. В 1792 году в юго-восточной части современного перекрёстка улиц Преображенской и Белгородского Полка было построено новое каменное здание - это один из случаев переноса церковного здания на новое усадебное место. На вышеуказанной карте обозначены сразу два здания: деревянное - на старом месте и каменное - на новом.

Анализируя эти архивные источники, можно сделать важный вывод, что возле озера в действительности существовали две церкви, одна из которых благополучно сохранилась до XX века, а вторая, видимо, обветшала, разрушилась и постепенно исчезла.

Церковное же место считается в народе святым, даже если церковь уже не существует. Это стало особенно очевидно в период массовых разрушений православных храмов и гонений на религию - народная память оберегала эти места, люди продолжали им поклоняться. Нельзя, конечно, и в нашем случае тоже отрицать возможные геологические причины, лежащие в основе всех историй о «провалах», но, скорее всего, разгадка прячется в человеческом сознании. Стремление сохранить былую память вылилось в легенды и предания о том, что церковь или город с церквями сохранились где-то в ином мире, под водой, где они не подвержены изменениям. Так, видимо, произошло и с обветшавшей и разрушающейся деревянной Владимирской (Сергиевской) церковью - она исчезала постепенно, возможно, и в водах озера, но народная память оказалась сильней времени, она сохранила её и донесла до нас в виде красивой легенды.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах