Примерное время чтения: 9 минут
582

Больше музыки - меньше грабежей. Украинский композитор о музыке и Донецке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Белгород 05/11/2015

В сентябре 2015 года на юбилейном концерте в честь 25–летия оркестра народных инструментов Белгородской государственной филармонии прозвучала премьера произведения украинского композитора Артёма Нижника для баяна с оркестром. Энергичная, сильная музыка покорила слушателей. 

Между Россией и Европой

Татьяна Черных, АиФ: Артём Александрович, вы приехали в Белгород из Донецка – как это получилось?

Артем Нижник: Я остался работать в Донецке после окончания Донецкой музыкальной академии по классу баяна и дирижирования. В академии я также обучался композиции, но предпочтение на том этапе отдал исполнительству. Там же, в Донецке, окончил ассистентуру–стажировку, как соискатель защищался в Львовской национальной музыкальной академии, а потом приехал в Белгород. На защите во Львове моим первым оппонентом был профессор Михаил Иосифович Имханицкий, который преподаёт в Москве и Белгороде. Передо мной стоял тогда выбор – куда поехать работать дальше, были варианты: в Австрию или Францию. Кто бы на моём месте отказался? А он говорит: зачем тебе Европа, приезжай лучше в Белгород. И вот я приехал «на разведку», это всё ещё было задолго до событий на Донбассе, в 2013 году, – то есть мой переезд вообще никак не связан с политическими событиями. Мне очень понравился город, понравился институт, и я принял для себя решение переехать сюда.

– Неужели Белгород лучше Франции и Австрии?

– Как ни странно это звучит, но в моём случае – да. Я несколько лет жил в Европе, но в России мне нравится больше. Люди везде похожи, однако в России мне есть с кем говорить и для кого творить. То, чем я занимаюсь, тут более актуально.

– Говорить – вы имеете в виду именно в плане общения или в плане творчества?

– И в плане творчества, и в общем. При этом я не склонен демонизировать западный образ жизни. У меня огромное количество друзей за рубежом. Всё–таки я в общей сложности около трёх лет прожил в Швейцарии и очень благодарен этой стране, однако там не остался. Мне тут хорошо. В конце концов, это нормально, когда кому–то нравятся суши, а кому–то – борщ (смеётся. – Ред.).

Мне было комфортно в Украине, я старался что–то делать не ради пафосных лозунгов, а просто для тех людей, которые меня окружают. Я точно знаю, что вырастил там пару десятков хороших людей, не просто музыкантов, а именно – людей, и тем же самым я занимаюсь здесь. А связи с Европой остались. Например, компания во Франции, которая занимается моими ангажементами, – она также работает, и меня приглашают, вызывают проводить летние школы, концерты устраивают.

Важно понять, что тот контраст, который был в 90–е годы между Россией и Европой в обустройстве жизни, сейчас ушёл, стёрся, я себя в Белгороде чувствую не менее комфортно, чем в Европе, везде уровень жизни примерно одинаковый сейчас. Да, везде есть проблемы, только там ты всё равно будешь в каком–то смысле чужим человеком.

Истоки музыки

– И есть ведь ещё корни – в вашей музыке, например, есть отзвуки русской классики – Мусоргского, Глинки, – та же энергия, та же сила…

– Мне трудно судить – я пишу в двух практически не пересекающихся на первый взгляд направлениях: одно более сложно, условно говоря, авангардное. Второе направление, наоборот, более демократично – как то, что вы слышали, или та премьера, которую мы готовим в феврале с Евгением Алексеевичем Алешниковым – музыкальные иллюстрации к драматической сказке Маршака «Двенадцать месяцев». Это как два разных мира, но тем не менее один влияет на другой, и наоборот.

– Как рождается музыка? Как вам приходят идеи произведений?

– Для меня музыка – это прежде всего большой труд. Садишься за фортепиано, в голове есть какая–то идея – условно я бы сравнил это с зерном – и это не обязательно мелодия, это может быть и какая–то краска, или тембр, или гармония, или фактура – и вот ты садишься и часов по 6–10 пишешь. Это как у Маяковского, который говорил, что поэзия – как добыча радия. Вот и музыка, и любой творческий процесс – это то же самое. Или ещё проще: как будто перед тобой рассыпали миллион пазлов, и ты берёшь и составляешь их, и что–то внутри тебе подсказывает, что вот здесь правильно, а тут надо переделать – и работаешь снова.

Культурный феномен

– Хочу спросить про ваш родной город – как вы воспринимали всё там происходящее?

– Для меня, как для любого человека, это ужасная трагедия, с той точки зрения, что вот ты живешь, и вся жизнь, всё, что казалось тебе устоявшимся, может в один момент исчезнуть. Я как был украинцем, так им и остаюсь, я люблю землю, где я вырос, люблю Донецк. Но я не принимаю такую ситуацию, как сейчас, это совершенно разные вещи. Я человек скорее аполитичный – но я категорически против того, чтобы убивали людей, и когда это происходит, не могу этого принять ни из каких–либо идейных или любых других соображений. Плохой мир лучше хорошей войны.

– Вы говорили, что в Донецке воспитали людей, музыкантов – а здесь? Как вам белгородские студенты?

– Мне очень нравится институт, нравятся белгородцы – знаете, и в Украине, и в России мы как–то привыкли все больше критиковать, и очень мало говорим о хорошем, о вещах, которые действительно достойны похвалы. Я ничего не могу сказать, например, про сельское хозяйство Белгородчины, потому что ничего в нём не понимаю – но с точки зрения культуры то, что происходит в Белгороде – это феномен всероссийского масштаба. Например, нет больше такого вуза в России, где бы столько училось студентов из Сербии, из Черногории, – они есть и в моём классе, а в следующем году приедут два магистра из Венгрии. Белгородский институт культуры и искусств очень активно развивает международные связи. И конечно же, в приоритете у нас подготовка местных специалистов, мы стараемся развивать все направления. У нас замечательный ректор Игнатова Ирина Борисовна, проректор Шарабарин Михаил Иванович, великолепные преподаватели.

Вообще хочу сказать – по интенсивности культурной жизни Белгород сегодня не уступает столицам. Да, здесь свой диапазон, свой размах, но это очень интересно и невероятно продуктивно. Вообще развитие культуры – это, так сказать, вложение долгоиграющее. И для меня, например, несомненна связь между количеством филармонических концертов и, например, количеством грабежей: чем больше первых, тем меньше вторых. Да, это длительный процесс, культуру надо прививать с детства, но вот в Белгороде я смотрю – детей ведут на концерты, студенты идут в театр, – и появляется всё больше людей, которых интересует нечто большее, чем холодильник, телевизор и «Дом–2». У таких людей другие потребности, они по–другому мыслят, по–другому живут и работают. То, что происходит в Белгороде, на мой взгляд, – это большой пример для всей России. Культура очень важна, она объединяет людей, народы, она – то, из чего всё произрастает.

– А что может объединить русский и украинский народы? Ведь сейчас как раз всё больше идёт разделение?

– Люди в Украине имеют крайне неверное представление о том, что на самом деле происходит в России. Иначе и быть не может, если тебе показывают преимущественно негатив. Вот если бы люди знали о том, как развивается Россия, что происходит в том же Белгороде – да один концерт филармонического народного оркестра, симфонического оркестра с их высочайшим исполнительским мастерством сделал бы больше, чем все агенты влияния!

Россиянам нужно гордиться своей страной, её достижениями. Взять ту же Францию, где я часто бывал – простые французы между собой могут говорить о чём угодно, критиковать правительство, но они никогда не будут ругать свою страну в присутствии иностранцев. Они гордятся своей страной, своей культурой. Вот этого нам как раз и не хватает.

Мне в Украине не мешал никто, как и в России мне никто не мешает. При «старой» власти я получил грант для одарённой молодёжи, на который мы провели международный конкурс в Донецке, и к нам съехались исполнители из Западной Украины, Белоруссии, России, Греции – около тысячи человек мы собрали. И этот маленький шаг сделал тогда больше для объединения народов, чем все громкие заявления. То есть, возвращаясь к вашему вопросу, – только культура и совместные проекты в разных областях помогут нам вновь всем объединиться. Других рецептов нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах