aif.ru counter
10.03.2017 09:53
854

Наследники веры. Священник о Великом посте и нападках на церковь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Белгород 09/03/2017

Настоятелем Смоленского собора Белгорода отец Павел Вейнгольд рассказал, почему в Великий пост не надо зацикливаться на диете, как относится к передаче Исаакиевского собора РПЦ и как побороть недоверие людей к церкви.

Постом и молитвой

Татьяна Черных, «АиФ-Черноземье»: Батюшка, пост для многих сводится к простой диете - это правильно?

Отец Павел Вейнгольд: Всё в триединстве нашего иерархического бытия - дух, душа и тело - требует «тренировки». И плоть существует, потому что главенствует надо всем дух. Пост сопряжён с ограничениями в пище, что позволяет нам повелевать своим чревом, а не ему нами «командовать». Поэтому пост - это ограничение своих потребностей в еде, в развлечениях, в комфорте - по возможности, ведь никто над нами контроля не устанавливает. И на Страшный суд мы придём не с остатками нашей трапезы, а с тем, что изошло из нашего сердца - любовью, милосердием к людям, желанием не творить зла, не впадать в грех. Самое главное, чтобы отказ от скоромной пищи не делался самоцелью - пост должен сопрягаться с молитвой и добрыми делами.

- А как быть, если в обыденной жизни суета и стрессы не дают времени подумать о Боге, о душе?

- Бог с нами постоянно, каждый свой шаг мы, так или иначе, сверяем с Божьими заповедями, даже не отдавая себе в этом отчёта. Бог всё время в нас присутствует - ведь в каждом есть образ Божий! И Бог всех нас любит - а думать иначе нас заставляет гордыня. Вот мы порой судим: как же, такие хорошие люди умирают, а сколько - по нашему мнению! - негодяев продолжает жить. Но Господь всех любит - Он как солнце, которое светит для всех. И мы не должны никого осуждать, даже тех, кто его не признаёт. Надо просто жить по совести и не забывать, что всякая бессмертная душа отойдёт в те вечные пенаты, откуда снизошла в момент зачатия, и непременно предстанет пред Богом.

Отказ от скоромной пищи не делался самоцелью - пост должен сопрягаться с молитвой и добрыми делами.

Хранить единство

- Сегодня тревожное время, в обществе наблюдается, прямо скажем, уже целая тенденция негативного отношения к православной вере, к церкви. С чем, по-вашему, это связано?

- Те, кто сеют смуту в умах, добиваются одного - отсутствия спокойствия и стабильности. Надо помнить, что все мы участвуем в информационной войне, и как показывают события в Европе, на Украине, главное, на что нацелены все силы и средства противоположной стороны - перегородить русло нашего общего существования и развития, основанного на понимании того, что мы один народ, одна ментальность, одна культура, одна религия. Мы стали сознавать себя одним народом через веру, через тысячелетнее православие - и это стало возможным только после того, как была фактически разрушена коммунистическая химера. Но как только эта картина мира стала складываться, для наших недругов это стало опасным. Вот они и стремятся полновод­ную реку разбить на ручейки - так легче нас победить.

Но надо помнить, что мы - хозяева у себя в стране, и мы должны быть едины. Ведь как только мы стали осознавать свою связь с прошлым и, самое главное, увидели своё будущее на этом вековом фундаменте - нас тут же стали бояться. Нас разбили на несколько народов, сначала в малом, а потом и в большом, и сейчас мы видим на Украине бандеровщину, вой­ну на Донбассе.

- А чем, по-вашему, вызваны столь массовые протесты против передачи РПЦ Исаакиевского собора? Может, и это - ещё одно свидетельство недоверия к церкви?

- На мой взгляд, это конфликт на пустом месте - людям просто не до конца объяснили, как всё там, в соборе, будет осуществляться. Но во многом это похоже на провокацию.

Что касается недоверия, то к этой сентенции я бы отнёсся социологически выверенно. Давайте, прежде всего, ответим на вопрос - где и с кем это происходит? Что касается нашей митрополии, то нас в меньшей степени коснулась эта волна, поднятая в столицах. Нас это миновало благодаря мудрости нашего Владыки, его миссионерскому спокойствию. Он всегда говорит: наша задача одна - нести людям Христа, а не отвечать на какие-то общественные «взбрыкивания». Посмотрите, чем мы занимаемся - мы помогаем в борьбе с детским раком, проводим молодёжные фестивали, конкурсы, открываем таланты, к нам приезжают замечательные артисты, писатели, мы помогаем страждущим, немощным, в епархии есть сестричество, ведётся активная социальная работа. Церковь сегодня берется за те вещи, от которых общество отворачивается - и за что на нас роптать?

Недовольство народа вполне понятно - потому что в большинстве своём мы реально стали жить хуже. И дело не в санкциях - мы приняли страну после 90-х в разрушенном состоянии, и сейчас нам приходится напрягать все силы, чтобы уберечь себя от внезапной агрессии. Ведь вокруг России стягивается кольцо недругов, и этими недругами, к сожалению, становятся и недавние друзья. Им нужны «точки приложения» деструктивных сил, на которые можно выплеснуть отрицательную общественную энергию, - и мишенью становится церковь. И у нас в епархии бывают какие-то «вбросы», как вот недавно появилась информация о девушке, прикурившей от свечи. Но где и как это произошло? Курить у молодёжи вообще не модно, тем более в храме.

«Примириться в памяти»

- Моя 24-летняя крестница как-то сказала, что не верит в Бога, потому что считает это красивой сказкой. И что сказать на это?

- Христианство вообще нельзя сводить только к реально существующим артефактам. Сказано: «Бога человекам невозможно видети», а вера - это феномен, присущий именно человеческому сознанию, его духовному опыту, который очень трудно запечатлеть. Нас всё время принижают до земного, материального уровня: нельзя увидеть, пощупать - значит этого нет, значит - это сказка. Но вот электричества мы тоже не видим, а засуньте палец в розетку - получите удар тока.

У нас светское государство, в нём много религий, и недруги наши боятся одного - боятся нашей воцерковленности. А воцерковленность - это и есть наследование того образа жизни, который был присущ русской нации в течение тысячелетия.

- И как быть? Можно ли это вернуть?

- Надо иметь в виду идеал, к которому мы должны стремиться. Не церковь надо менять, а нас в ней. Церковь - это мы все.

На мой взгляд, причина многих коллизий - в том, что никто до сих пор чётко не ответил на вопрос: почему могла свершиться революция 1917 года? Владыка Иоанн сказал очень хорошо: «Надо примириться в памяти», но для этого надо найти истоки тех движений и сил, которые привели к революционным событиям. Я думаю, одной из главных причин стало молчание и безразличие народа. Когда свергали царя, когда убивали его и всю царскую семью, когда убивали священников - всё это было встречено, по большей части, равнодушием. И сейчас будоражащие народ всплески показывают, что есть недовольство, и задача нынешних совратителей народа - собрать эти всплески в единую волну. А приведёт это к чему? К очередной катастрофе. Вот чтобы не было опять этой бойни, этой разгорячённой народной массы, которую кукловоды повернут в ту сторону, куда ими намечено, нам надо хранить единство страны. Мы не должны быть равнодушными! И надо всегда помнить - у нас есть право наследования той великой истории, которую прошёл наш народ.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество