Примерное время чтения: 8 минут
934

Жить - по-настоящему! Оксана Половинкина - о театре «Спичка» и о себе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Белгород 26/08/2015

На прошлой неделе в сети Интернет появилось открытое письмо режиссёра белгородского молодёжного самодеятельного театра «Спичка» Оксаны Половинкиной «Театр выгоняют на улицу». Проработав почти три года на базе Пушкинской библиотеки–музея, театр, который, по словам Оксаны, и родился–то на улице, на крыше, вновь оказался без собственной площадки.

Оксана получила официальный ответ на свое обращение из городского управления культуры ( его копия есть в редакции), в котором говорится, что «деятельность молодежного театра «Спичка» в стенах Пушкинской библиотеки–музея до настоящего времени осуществлялась без заключения договора». А такой договор «позволит библиотеке–музею планировать мероприятия с обязательным участием театра в городских мероприятиях».

С заботой о досуге?

– Оксана, я не совсем поняла, что это за обязательные городские мероприятия? И почему ими должен заниматься некоммерческий молодёжный театр?

– Это значит, что, сократив ставку режиссёра в Пушкинской библиотеке, теперь, видимо, хотят найти кого–то, кто делал бы это бесплатно. Я могу заниматься театром и всем, что с ним связано, и буду этим заниматься, наверное, всю свою жизнь. Но меня сейчас начали обвинять в том, что я пытаюсь раздуть скандал, а ведь цель моя была – привлечь внимание к ситуации, поскольку, где бы мы до этого ни работали – нигде не было к нам негативного отношения, мы везде за собой оставляли хороший след и хорошее впечатление.

А что касается городских мероприятий, то считаю, что белгородский институт культуры ежегодно дарит городу достаточно выпускников социально–культурных специальностей, которые с точки зрения постановки культурно–досуговых программ справятся с этими задачами лучше. Мероприятия городского масштаба – это абсолютно не мой профиль, и стоит сказать, что мы на самом деле много участвовали в Пушкинской библиотеке в различных мероприятиях, никогда не отказывали – и в «Библионочи», и литературно–музыкальных композициях к памятным датам биографии Пушкина, в танцевальных номерах даже, и в детских квестах и мероприятиях по школьному КВНу, и сценарии писать помогали, – обидно, что с нами обошлись так пренебрежительно.

Сейчас нас временно приняли в выставочном зале «Родина», – мы недавно проводили там читки пьес Олега Канина. Мы потихоньку работаем, постоянный состав театральной труппы –

5 человек. Сейчас все ребята остаются в театре по призванию души. За пять лет мне удалось поставить несколько, на мой взгляд, достойных спектаклей. В этом году я начинаю учиться  в ГИТИСе, на заочной режиссуре в мастерской Райхельгауза, это намерение дальше продолжить своё режиссёрское образование.

– Но ведь сейчас вовсю декларируется поддержка молодёжного творчества, в том числе и молодёжных театров, проводят фестивали. Какая–то странная ситуация…

 – Да, в регионе до 2020 года есть программа поддержки молодежных театров, хотя никто из театров еще не просил финансовой поддержки. В Пушкинской библиотеке у нас было всего несколько часов в неделю для занятий, мы не занимали основные площади, нам выделили угол в подсобке для реквизита, и мы были очень рады, поскольку раньше вообще всё приходилось носить с собой. Да, это странно, ведь если сейчас хотят сделать библиотеки «третьим местом» досуга, чтобы люди проводили там время, культурно отдыхали, если хотят создать какое–то культурное пространство для творчества – надо, наоборот, поддерживать, вовлекать людей! Эти меры – не пускать, запрещать, – не выход.

Спичка зажигает

– Расскажите подробнее о вашем театре нашим читателям. Как всё началось?

 – Пока была студенткой, играла в спектаклях Оксаны Погребняк, нынешнего режиссера театра «Новая сцена–2». Когда я закончила учебу, решила продолжать заниматься театром. Лучшим способом создания молодежного театра на тот момент мне казался вариант создания независимого от муниципальных учреждений творческого коллектива. Мой театр действительно родился на крыше – пять лет назад у нас был первый спектакль – мужской монолог на крыше – и как–то так всё совпало – и текст, и место действия, и актёр очень хорошо работал, и драматург был расположен к моим начинаниям, я с ним списалась. В общем, вот так мы появились в Белгороде.

– А почему «Спичка»?

– Инициативная группа, которая в то время вокруг меня образовалась, настаивала, что у театра должно быть название. И как–то само пришло это слово, на каких–то ассоциативных образах – спичка зажигает, она маленькая, но горит.

– Вы ведь себя показали и на всероссийском уровне?

– Мы участвовали и в наших региональных фестивалях – «Рассвет» и «На свет щепкинской звезды», а в прошлом году впервые выехали за пределы области – нас пригласили на международный фестиваль театрального искусства профессиональных театров, посвящённый творчеству Достоевского – 18–й международный фестиваль, который проходил в Нижнем Новгороде. Так получилось, что мы стали там единственным непрофессиональным коллективом, потому что организаторы проявили интерес к моей постановке по книге «Идиот» Достоевского. Нам дали там две награды – приз зрительских симпатий и диплом за лучшее современное сценическое воплощение образа Достоевского – его получила Катя Спиридонова, исполнительница главной роли. Весной этого года были на Самарской «Театромагии». И среди прочих талантливых постановок – их было около 30–ти – получили диплом третьей степени за спектакль «Простить себя» по творчеству Ахматовой.

Современная драматургия интересна тем, что не сковывает режиссёра никакими рамками. В театре мы работали с пьесами Анны Яблонской, Сергея Астраханцева, сейчас в читке взяли пьесы Олега Канина, совсем молодого драматурга, но его творчество очень мне созвучно.

Скучающее поколение

– А почему именно читки?

– Читки – это внутренний процесс театра работы над драматургических материалом. Публичные читки с привлечением зрительской аудитории – возможность в кратчайшие сроки режиссёру и актёрам раскрыть первое впечатление от пьесы в импровизации с образами героев, мизинсценами, эскизом к спектаклю, а зрителям – наблюдать за живыми набросками превращения текста в возможный будущий спектакль. Интересная работа, активизирует все творческие рецепторы актёров, воспитывает вкус, эстетику восприятия, внимание и воображение зрителей.

– И как этот опыт восприняли белгородцы?

 – Зрители создали достаточно уютную и непредвзятую атмосферу – пришли, посмотрели и сказали, что это интересно. Для нас это была большая работа – за пять дней сделали пять эскизов к спектаклям. В конце августа мы планируем провести еще три читки, хотим привлечь для участия в них людей, популярных в Белгороде (каждый в своей области) – их поклонники и друзья смогут взглянуть на них в новой роли. Мне всегда интересно работать с людьми из разных творческих сфер.

– Летом театр представил спектакль по пьесе Олега Канина – расскажите о нем.

– Спектакль называется «Фанатицизм, или то, что вы любите», – это пьеса о девушке, у которой по сюжету произошло раздвоение личности, она и упрекает себя, и жалеет за то, что оказалась в каком–то «подвисшем» поколении, которое не знает, что делать – то ли смотреть Феллини на айфоне, то ли идти читать Достоевского, то ли изучать Тарковского, то ли смотреть какие–то тупые сериалы. Она не знает, как поступить, чтобы было легче жить и легче воспринимать этот мир. Она не знает, как найти общий язык со своим молодым человеком – а он оказывается никчёмным, бездарным, он не может её поддержать – и в конечном итоге героине каким–то образом удаётся внутренне освободиться. Такой открытый финал. Это что касается сюжета – а что имел в виду драматург, что я угадала в его драматургии – сейчас у нас какая–то общая беда этого подвисшего состояния, какие–то бесконечные «качели» существования, стремление к каким–то вымышленным страданиям. Скучающее поколение, которое от скуки начинает придумывать себе забавы – забавы любовных, дружеских отношений – а в итоге получаются какие–то сплошные симуляции. И мне, и моим актёрам претит такое состояние – хочется, чтобы зрители понимали, что оно в принципе неприемлемо, что надо жить по–настоящему!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах