aif.ru counter
38

Уроки истории

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Черноземье 29/08/2012

Текущий год для Воронежской и Борисоглебской епархии юбилейный - все православные нашей области отмечают 180-летие прославления святителя Митрофана Воронежского и 330-летие основания Воронежской епархии. В преддверии этих больших праздников о главных духовных ценностях, вере, нравственности, воспитании мы беседуем с митрополитом Воронежским и Борисоглебским СЕРГИЕМ.

Об образовании

– Ваше Высокопреосвященство, сейчас достаточно много говорят о проблемах воспитания молодёжи: неуважении старших, нежелании трудиться и так далее. Возможно, поэтому к введению в школах «Основ светской этики» и «Истории мировых религий» такое пристальное внимание. В Воронежской области, по официальным данным, более 50% родителей выбрали для своих детей «Основы православной культуры». Как Вы думаете, с чем связан такой выбор взрослых? И как ситуация будет развиваться в будущем?

– Воспитание молодого человека – процесс очень сложный. И одним введением «Основ православной культуры» его не решить - нужна общегосударственная стратегия. Мне хочется верить в лучшее, но трудно предугадать, что в будущем случится с обществом и человечеством в целом. Мы не можем говорить только о российском пути, сейчас наша страна во внутренней политике ориентируется на Европу и Америку, - а хотелось бы, чтобы у нас были свои ориентиры. Россия со своим православным мировоззрением не вписывается в общее направление развития человечества: имеет самобытную культуру, своё понимание мира. Несмотря на усиленную пропаганду атеизма в Советском Союзе, наши православные храмы сейчас полны молящимися – это заслуга народа, который сумел сохранить свою веру. Но от всех нас зависит, как поведёт себя новое поколение граждан нашей страны в новых условиях. 

В деле воспитания большая ответственность лежит на родителях. Сейчас принято говорить: «завели» ребёнка. Но «заводить» можно котёнка или щенка, а ребёнка рождают; его нужно воспитывать, формировать как личность. К сожалению, жизнь современного общества построена так, что у родителей не хватает времени на своих детей. Всё поглощает работа, обеспечение материальными ценностями. Ребёнок воспитывается сам по себе, проводя большую часть времени за компьютером, а это ни к чему хорошему не приводит.

Что касается предметов «Основ православной культуры», «Основ светской этики» и «Истории мировых религий», то важно понимать, что все эти предметы - светские. Меня удивляет дискуссия, возникшая в обществе. Говорят даже, что введение «Основ православной культуры» в школах - способ привлечь людей в храмы. Это отнюдь не так. Православие сформировало культуру России, влияло на её исторические пути. Не принимать этого во внимание - значит проигнорировать целый пласт истории нашего Отечества. Получается, что знание основ Православия полезно и необходимо для общего образования гражданина России.

На Западе, например, богословская наука входит в число светских предметов. И «Основы православной культуры» – тоже являются светским предметом. Этот курс даёт возможность понять творчество Чайковского, Достоевского, Толстого, которые вкладывали в свои произведения нравственную проблематику, основанную на религиозном отношении к миру и человеческой душе. Значит, чтобы сделать правильные выводы из произведений русских писателей, нужно знать Православие. Слушая музыку русских композиторов, рассматривая картины русских художников и понимая их христианский фундамент, молодой человек вникнет в глубину их смысла, получит здоровую пищу для размышлений, нравственный толчок к добру. 

О науке

– Наука всё время находится в поиске: новых открытий, доказательств происхождения Вселенной. Недавно построили адронный коллайдер. Космические экспедиции становятся обычным делом. Но не таит ли всё это опасности для Земли? Не лучше ли бросить интеллектуальные силы на сохранение нашей планеты, а не на исследование других? 

– Относиться к Земле по-хозяйски – это долг человека. Господь дал нам эту землю, чтобы мы её возделывали, от неё питались, пользовались её богатствами. Мы должны относиться к ней бережно и с любовью. Что касается освоения других планет, то я приведу два библейских примера. 

Первый пример – это всемирный потоп, причиной которого стало нравственное разложение человека. Господь сошёл на Землю и увидел, что кругом зло. Бог «раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём» (См.: Бытие, глава 6). Он повелел дождю и водам – и произошёл потоп, истребивший человечество. Но при этом Бог сохранил Ноя, праведного человека, который мог бы дать развитие другому народу – без приверженности к греху. Но оказалось, от греховных проявлений не застрахован никто. Ной во время сбора урожая винограда напился молодого вина и спал в непристойной позе. И один из его сыновей по имени Хам позвал братьев, чтобы посмеяться над отцом. Когда тот проснулся, то проклял своего сына. Этот случай иллюстрирует грех, который даже в избранной семье вновь проявился и стал развиваться в последующем человечестве.

Второй пример – строительство Вавилонской башни. Та цивилизация поставила задачу: взойти на небеса, чтобы посмотреть, что там. Такую же задачу ставят и наши современники, осваивая космос. Тогда Господь наказал людей, и они стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. 

Человек ничего нового не изобретает, он просто открывает то, что создано Богом и существует от начала мира. Все сегодняшние изобретения: коллайдер, космические спутники и станции, есть попытка человека понять, как зарождается жизнь. Выведение новых пород животных, клонирование – различные пути проникновения в тайну жизни: человек хочет добиться бессмертия. Человек хочет стать богом без Бога. С точки зрения Церкви, такое желание, конечно, греховно. Рано или поздно эти попытки закончатся катастрофой.

Если бы освоение космоса было насущной необходимостью, это можно было бы понять и принять. Но наука развивается не сама по себе - это не двигатель, а движение по тому пути, который избрал человек. Безнравственность общества способна обратить во зло любые достижения в научном познании. Нужна трансформация сознания человека к добру.

О гордыне

– Недавно завершились 30-е летние Олимпийские игры в Лондоне. Россия заняла 4-е место в неофициальном зачёте. Несколько медалей прибыли и в Воронеж. Страна гордится своими чемпионами, мы превозносим достижения наших олимпийцев. Однако во время Игр в интернете обсуждался вопрос о том, что участие в любых соревнованиях обусловлено человеческой гордыней, стремлением к славе. Имеет ли что-то общее такое утверждение с православными традициями?

– Каждый человек должен стремиться к какой-то избранной цели. Но главное – став лидером, не переставать уважать окружающих. Мы всё оцениваем со своей точки зрения, забывая, что у другого человека тоже есть свой взгляд на вещи. Конечно, у спортсмена должны быть качества лидера и желание победить. Но небезразлично, какими средствами он придёт к этой победе. Ради своего успеха причинять вред сопернику – конечно, греховное явление. То же касается и применения препаратов, против которых выступает Олимпийский комитет. Это нечестная игра, поступок против совести, а значит – грех. 

В стремлении к спортивной победе нет гордости. Гордыня – это когда человек становится самодостаточным и перестаёт замечать других людей; более того, воспринимает их как слуг. Отношение к другому человеку, как к рабу - вот грех. Апостол Павел имел у себя в учениках одного раба, который сбежал от своего хозяина. Возвращая этого человека домой, апостол написал хозяину: Он был мне братом, и вместе со мной переносил тяжесть моего служения; прошу тебя, прими и ты его «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти, и в Господе» (См.: Послание к Филимону, глава 1). Гордец тот, кто «идёт по трупам». Если такой человек приходит в коллектив и становится лидером - это катастрофа для людей, которые его окружают. 

Достижения же наших олимпийцев завоёваны посредством большого труда - тренировками, самоограничением, и мы гордимся ими. Такие люди – пример трудолюбия, целеустремлённости, значит – образец для нас. Если бы они ели и пили что хотели, были праздны и ленивы, злоупотребляли бы нравственными нормами, то не поставили бы таких рекордов. Но это люди большой дисциплины. И крики «Ура!» – награда за их огромный труд. Ничего греховного здесь нет. 

О власти

– Недавно ответственным за взаимодействие с религиозными организациями был назначен вице-премьер правительства России Владислав Сурков. Повлечёт ли это назначение изменения в отношениях между государством и религиозными организациями? Насколько тесными должны быть отношения Церкви и светской власти?

– Есть яркие примеры в нашей истории - положительные и отрицательные. Например, Дмитрий Донской и митрополит Московский Алексий. По малолетству Дмитрия Донского митрополит Алексий часто оставался регентом государства Российского. Но он никогда не пытался закрепить за собой полноту власти. Когда князь Дмитрий подрос, митрополит Алексий отдал всю власть в его руки. Другой пример: приход к власти династии Романовых. Малоопытному Михаилу Фёдоровичу помогал отец - Фёдор Никитич, фактически управлявший государством. И это было обосновано, потому что его государственный ум превосходил разумение сына. (Фёдор Никитич принял монашеский постриг и стал патриархом Филаретом). 

Следующие правители старались сохранить это взаимодействие. Но вот, патриархом стал Никон. Царём был Алексей Михайлович, известный в истории как Тишайший. Если у митрополита Алексия всё строилось на любви Христовой, а у Патриарха Филарета - на любви отеческой, то у Никона всё было иначе. Он был человеком, пришедшим «снизу». И когда достиг таких высот, то проявилась его амбициозность. Он умел различать личную жизнь и своё положение как Патриарха: носил роскошные одежды, но спал на голой земле. Он достиг такого положения, что Алексей Михайлович не мог без него подписать ни один Указ. Окружение Царя не могло стерпеть того, что Государь слушает Патриарха. В конце концов, всё закончилось настоящей бедой для Церкви. Патриарх Никон уехал из Москвы, его лишили сана, сослали на Белое озеро в Вологодской области, где он потом скончался.

Причины старообрядческого раскола можно оценивать по-разному, но эта борьба принесла много бед русскому народу и Русской Православной Церкви. Бурные волнения продолжались вплоть до начала правления Петра I. Утро стрелецкой казни – это эпизод более религиозный, нежели политический: ведь и Софья, и стрельцы были старообрядцами. Пётр принял решение всех их казнить, чтобы окончательно поставить точку на активном развитии старообрядчества. И его сын Алексей был предан суду и приговорён к смертной казни за то, что возглавил политическую партию старообрядцев. 

Союз Церкви и государства ни к чему хорошему не ведёт, потому что государство всегда будет стремиться освободиться от посторонней воли или советов. Поэтому царь Пётр и счёл за лучшее благо упразднить Патриаршество. Он превратил Церковь в государственный департамент по духовным делам. Это была госструктура, которой управлял император. Церковь не могла даже самостоятельно причислить кого-то к лику святых, сказать своё слово в отношении какого-то исторического процесса и даже назначить нового епископа – то есть, попала в положение стеснённости даже в сугубо церковных вопросах. 

Государственная власть должна беспокоиться о земном благополучии человека, а Церковь – о том, чтобы человек был нравственным, законопослушным, готовился к вечной жизни. Часто путь спасения, который проповедует Церковь, идёт вразрез с государственной политикой. Поэтому мы ни при каких условиях не хотим быть государственной религией. Мы хотим быть независимыми от государства, и, в свою очередь, неправильно со стороны Церкви вмешиваться в дела государства. Мы соблюдаем это негласное правило. 

Что касается назначения нового человека, который отвечает за связи с Церковью, то я думаю, что на данном этапе это не может играть большой роли. Господин Сурков умный человек, хороший дипломат, руководитель, администратор. Он всегда интересовался вопросами церковного устройства. Церковь не может решать многие проблемы без чиновников, ведь она не имеет законодательной инициативы. А задач, идущих в разрез государственным интересам, у Церкви нет: мы стоим за то, чтобы наша Родина была богатой, могучей, и чтобы народ жил хорошо.

О праздниках

– Владыко, что бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии празднования юбилейных дат?

– Заслуга и ценность всех юбилеев, которые празднуют люди, государство, Церковь, только в том, чтобы обратиться к истории. 180-летие прославления святителя Митрофана Воронежского и 330-летие основания Воронежской епархии - это даты, которые заслуживают изучения исторического пути развития нашего края. История Епархии – это история Воронежской земли. Сегодня для нас очень важно знать, как жили наши предки. Мы должны взять у них самое лучшее: нравственное воспитание себя и своих детей, нравственное отношение к окружающим, ответственность и стремление по-хозяйски относиться к окружающей среде. 

 

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество