Темный зал заполнен людьми. Пространство ограничено, тесно. Чувствуешь себя как в забитой пассажирами маршрутке. Сверху на тебя смотрят… кровоточащие свиные головы, вокруг тебя словно статуи замерзли молодые люди. Звук затихает, начинается «Речь».
Один за другим свет выхватывает из сумерек лица говорящих. С виду они напоминают городских сумасшедших, да и по разговору тоже, пока не начинаешь вслушиваться, что же они говорят, и не узнаешь в них себя. Вот девушки в клубе обсуждают амурные дела, вот парень с района рассказывает о последствиях пьяной вечеринки, менеджер среднего звена кричит на подчиненных, простые работяги размышляют об Украине и Путине. В каждом из них можно узнать своего попутчика в автобусе, разговаривающего по телефону прохожего, соседей по столику кафе. Они ругаются, извращают слова, придумывают свои собственные формы «великого и могучего».
Скоро несвязные потоки речей объединяются в какой-то единый хаос, слова становятся ритмичной музыкой, а говорящие потихоньку начинают заменять русский язык пластическим. Почему бы не начать изъясняться жестами, предлагают нам актеры, если мы все равно потеряли красоту и певучесть родного языка?
«В нашем проекте современная речь становится объектом рассмотрения, а театр – исследовательской лабораторией. Диагноз этого исследования не очень утешительный, - рассказал режиссер спектакля Руслан Маликов. - Следуя традиции документального театра, мы не навязываем какое-то мнение и не бросаемся словом «деградация». Да, в языке происходят какие-то изменения, и мы надеемся лишь поделиться своими наблюдениями за ними».
Театр как лаборатория
Спектакль «Речь» создавался всего две недели с 4 по 17 мая и был показан на малой сцене театра драмы имени Кольцова. До того, как сорвать аплодисменты зала, студенты Воронежского института искусств вместе со своим руководителем московским режиссером Русланом Маликовым, а также драматургом Вячеславом Дурненков, художников Екатериной Джагаровой и хореографом Ириной Галушкиной, трудились в режиме творческого интенсива. Репетиции, танцевальные занятия и работа с текстовым материалом шли параллельно. А началось все за два с половиной года до лаборатории - с городских улиц.
«Я давно сотрудничаю с документальным театром и работаю в технике вербатиум. Занимаясь со студентами простым разделом «Наблюдение для актеров», я в качестве учебного задания просил их собирать документальный материал – встречаться с людьми и брать интервью на разные темы, - рассказывает Руслан Маликов. - В течение двух с лишним лет студенты следили за другими людьми, собирали их характеры, образы, манеры. Накопился большой объем материала, который потребовал обработки. Благодаря фестивалю, мы смогли пригласить драматурга Вячеслава Дурненкова, художника Катю Джагарову и молодого хореографа Иру Галушкину, которая преподает во МХАТ, чтобы собрать все это в единое произведение».
Шанс поработать со знаменитыми столичными профессионалами у воронежских студентов появился благодаря сотрудничеству фестиваля-школы TERRITORIЯ и компании «Сибур». Кстати, в прошлом году фестиваль привез в Воронеж режиссера Гоголь-центра и педагога Максима Диденко. Результатом их работы стал перфоманс «Широка страна моя родная». TERRITORIЯ проводит свои образовательные программы во многих городах страны, чтобы талантливые и заинтересованные ребята из провинции могли не отставать от столиц.
«Конечно, в Москве у студентов больше допуска к различного рода художникам и профессионалам, а в провинции нет. Поэтому очень важно возить по стране этих профессионалов. TERRITORIЯ делает большое дело для театральной ситуации в стране в целом», - считает Руслан Маликов.