Примерное время чтения: 4 минуты
256

Сам себе драматург. Воронежцев научили писать собственные пьесы

Юлия Горшкова / АиФ

С 12 по 14 мая в Воронеже проходил международный фестиваль «Шекспирия», в рамках которого можно было поучаствовать в мастер-классах, а также посмотреть спектакли на русском и английском языках от школьных коллективов.

Программа фестиваля оказалась поистине масштабной. Значительная ее часть была посвящена образованию, раскрытию творческого потенциала детей и взрослых. На одном из мастер-классов с воронежцами встретилась арт-менеджер, куратор проекта «Классная драма», одна из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Мария Крупник.

Кто? Что? Как?

Если разложить пьесу на части, то главными ее элементами будут «кто говорит», «что говорит», «как говорит»: герой истории, слова героя и ремарки, рассказала Мария Крупник.

Основой любой пьесы является конфликт, который может быть внутренним, межличностным, социальным или вертикальным. Если в первых трех случаях речь идет о противостоянии с самим собой, другим героем, обществом или группой, то в случае с вертикальным конфликтом герой противостоит неким высшим силам. Как говорит Мария Крупник, в хорошей пьесе всегда есть все четыре типа конфликта. Например, их можно проследить в «Макбет» Шекспира.

Также можно представить себе структуру пьесы как серию препятствий, которые проходит герой на пути к своей цели. Сталкиваясь с каждым препятствием, герой меняется. Когда он достигает цели, он может терять к ней интерес или же может возникать новая цель.

«По этой схеме можно написать практически любую пьесу», - отметила лектор.

Создаем пьесу

Чтобы потренировать фантазию и понять логику драматургического текста можно использовать простое упражнение «Почему – потому что». Первым предложением задается начало истории, затем к этому предложению придумывается 15 «почему» и дается 15 ответов «потому что». Мария Крупник также рекомендует использовать это упражнение, когда, например, в школе ученик пишет сочинение, и оно застопорилось. Выполняя упражнение, важно не забывать о темпе, то есть необходимо задавать вопросы и отвечать на них довольно быстро, чтобы в итоговой работе тоже чувствовался темп, который важен для любого литературного произведения.

Разбившись на пары, участники мастер-класса попробовали свои силы в создании пьес. Каждая группа придумала место действия, героев и их желания, которые должны были быть противоположными. Затем группы поменялись местом действия, а в какой-то момент Мария Крупник дала задачу поменять и желания героев. Тренировка фантазии, логики – и вот первые произведения: учительница и ученик, оказавшиеся в цирке, немцы, спорящие о Берлинской стене на побережье Черного моря, билетер и опоздавший на улицах Берлина.

Главное преимущество подобных упражнений в том, что по сути это игра, в которую могут быть быстро вовлечены и дети, и взрослые.

Путь молодого драматурга

В России большое количество государственных театров, но они, как отмечает Мария Крупник, очень нечасто берут пьесы современных драматургов. Сейчас театры начинают учиться доверять молодым авторам, даже начинают заказывать пьесы. Также сейчас появляется практика, когда театр изначально работает с драматургом в формате творческой лаборатории.

Многие молодые драматурги заявляют о себе на таких фестивалях, как «Любимовка», «Ремарка», «Евразия». Сюда можно отправить свои пьесы, и даже если они не войдут в программу фестивалей, все равно автор сможет получить обратную связь, комментарии профессионалов.

Мария Крупник отметила, что театр сегодня очень разный, и такими же разными могут быть пьесы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах