aif.ru counter
АиФ-Черноземье 1365

«Я не хочу быть без Платоновского!» Воронежцы о скандале вокруг фестиваля

Все материалы сюжета Платоновский фестиваль искусств - 2019

«АиФ-Черноземье» собрал отзывы театральных критиков и простых воронежцев о неоднозначном завершении Платоновского фестиваля, будущее которого внезапно оказалось под вопросом.

Платоновский фестиваль искусств в Воронеже, казалось бы, уже отгремел, звучали последние фанфары, и вдруг взорвалась бомба – худрук Михаил Бычков публично заявил, что прежним фестиваль уже никогда не будет. Причина – давление на организаторов со стороны чиновников.

«Мы готовили фестиваль в атмосфере сильнейшего давления и попыток вмешательства в его подготовку. Как нам думалось, навсегда ушедшее в прошлое и запрещенное законодательством желание чиновников департамента культуры вмешиваться в вопросы содержания, оказалось живо. И это выглядит очень смешно и нелепо, недостойно ни такого региона как Воронеж, ни такого фестиваля как Платоновский», - рассказал Бычков на финальной встрече с журналистами.

Тем же вечером прошло закрытие Платоновфеста. С прощальной речью на сцену поднялась исполняющая обязанности главы департамента культуры региона Эмилия Сухачева:

«К сожалению, не все мероприятия фестиваля вызвали однозначные отклики профессионального сообщества. Нам нужно двигаться вперед. Я думаю, нам всем вместе, деятелям департамента культуры и дирекции международного фестиваля, надо обсудить вектор развития фестиваля», - объявила чиновница.

И вот уже не только Воронеж, но и вся страна задается вопросом – что будет с Платоновским фестивалем в будущем? И что будет, если город лишится этого события, который во многом определял вектор развития его культуры? «АиФ-Черноземье» собрал мнения обычных горожан и театральных экспертов всероссийского масштаба.  

Илья Бейлин, общественник

«Я бы не хотел, чтобы Воронеж лишился Платоновского фестиваля. У меня, как у всякого горожанина, есть много претензий, но не к эстетическим моментам, а скорее к доступности и открытости фестиваля. Хотелось бы видеть больше бесплатных мероприятий. Хотелось бы, чтобы Платоновский фестиваль был инкубатором, который бы выращивал местные кадры. Что касается подборки культурной программы, она меня вполне устраивает. Я стараюсь по возможности посещать хотя бы пару мероприятий каждый год. Я считаю, что если Воронеж потеряет фестиваль – это будет удар по репутации и по имиджу города, а также по отношению к заказчику прежнего мероприятия. Если фестиваль совсем закроют, местная публика и люди из культурных столиц, скажут: «Жлобы». Я не думаю, что этого хотели бы горожане и местные власти. Нужно найти какое-то оптимальное решение. Но фестиваль должен существовать, хотя бы, может быть, в трансформированном виде. Мне бы хотелось увеличить количество его площадок не только в центре, но и на периферии, чтобы подтягивать общую культуру и делать фестиваль доступным для тех, кто по разным причинам не может доехать в центр».

Ольга Рудева, краевед, участник спектакля «100% Воронеж»

«Восьмой год жители нашего города могут видеть лучшие европейские и российские спектакли, услышать великолепную музыку, посетить выставки, встретиться с людьми, «делающими» культуру - это ежегодное счастье, которое мы помним и ждём. Воронеж знают, как город, в котором проходит один из крупнейших российских фестивалей - Платоновфест. Именно он формирует высокий культурный имидж города. На фестиваль приезжают из других городов и стран, гостиницы заполнены. В этом году была участником спектакля «100% Воронеж», увидела, как делают фестиваль. Это колоссальная работа команды. Критика? Вкусы у людей разные, уровень культурных потребностей тоже. Логично будет, если чиновники будут помогать создателю и директору фестиваля, а не мешать. Михаил Владимирович, рассчитывайте на нашу поддержку, примите нашу благодарность».

Ксения Барынина, зрительница

«Я не хочу быть без Платоновского фестиваля. Для меня это часть жизни, личной жизни, важная часть. Я начала интересоваться театром 20 лет назад, будучи ребенком, после похода на спектакль «Тойбеле и ее демон» в Камерный театр. Я начала интересоваться всероссийским, а затем и мировым театральным процессом после того, как в 2011 году начался Платоновский фестиваль. Латвийскую «Соню» (спектакль того года) я помню так, будто смотрела его вчера. При этом я не подозревала, что это только начало и сколько всего меня ждет в последующие семь лет!

2018-й - это просто лучший фестиваль за все годы! Я не впала в прелесть, нет. Оцениваю здраво. Просто по-другому быть не могло. Это единственно возможный вектор развития такого явления как Платоновский фестиваль. Если ему, конечно, не мешать. Две недели полного счастья! И счастья, как мне кажется, того самого настоящего, потому как оно произрастает из тебя самого: из твоих эмоций, восторга, нового знания и мыслей, удивления, благодарности, приятия. Я верю и очень хочу, чтобы Платоновский фестиваль искусств был долго, всегда! Именно таким, каким он является сейчас - смелым, свободным, умным, красивым, думающим, талантливым!»

Борис Анисимов, пенсионер

«Вот очень интересно увидеть эту «патриотически настроенную общественность» (которая критикует программу фестиваля – ред.). Почему она такая неопределенная - без имен и фамилий? Кто эти люди? Очень хочется посмотреть им в глаза и спросить, а чего конкретно они хотят? Поинтересоваться: а что они уже сами сделали интересного в культурной жизни города? Каковы их собственные успехи в своей профессии ну или чем они там занимаются? Ну так чтобы сравнить масштабы личностей и понять их критическую состоятельность, и вдохновится их опытом. И что они понимают под «традиционными ценностями русского большинства»? И в конце концов: узнать что они предлагают? Конкретные предложения есть? Или просто – «разрушить до основания, а затем...»? Нам что, вместо современной театральной и музыкальной жизни опять хотят предложить набор самодеятельных русских народных хоров из районов и областей? Или хотят увлечь нас искрометными и яркими комедиями антрепризных спектаклей с увлекательными названиями, такими как «Просто бэби», «В зале только женщины» или им подобных? А вместо балетов МакГрегора и Прельжокажа предложить «Баядерку» в честь годовщины Петипа?

Возможно, такая культурная жизнь тоже нужна и кто-то готов отдавать свое время на это. Так кто же мешает? Возьмите, соберитесь и организуйте свой собственный фестиваль, придумайте ему название и вперед! Искренне желаю успеха «патриотической настроенной общественности» в этом деле! Вот в этом и осуществляйте «с большой надеждой» свои творческие порывы и желание порулить культурой! А если этой неопределенной общественности не нравится то, что делает М.В.Бычков, то она может поступить самым жестким и самым справедливым способом - не ходить на Платоновский фестиваль и не отдавать свои кровно заработанные за то, что их не устраивает! И не мучиться потом, что увиденное не укладывается в их патриотические каноны. Вот это будет достойный патриотический ответ!»

Фестиваль мирового уровня

Российское профессиональное сообщество - критики, режиссеры, кураторы творческих фестивалей, которые сами приезжали в Воронеж на Платоновский - не могло не отреагировать на произошедшее.

Глеб Ситковский, театральный критик

«Стремительное развитие Платоновского фестиваля и особенно его программа в последние годы – это невероятный шаг вперед по самым высоким меркам. Россия получила фестиваль мирового уровня,  по многим позициям выигрывающий у своих столичных конкурентов. Можно, конечно, сказать: подумаешь, зачем нам эти фестивали? Но это узколобая позиция. Если город избавляется от своей провинциальности и подключается к глобальным трендам в культуре, то это оказывает влияние на все: на качество жизни людей, на желание молодежи покинуть город и переехать в Москву и, в конечном счете, на экономику. Качественный фестиваль способен постепенно переломить и общую ситуацию в воронежской культуре, он помогает появлению интересных людей в театре, в музыке, в искусстве. Приехав этим летом в Воронеж, я увидел, что город живет фестивалем. Я гулял по городу и в каждом третьем уличном разговоре слышал о Платоновском. Это большое завоевание бывшего губернатора Алексея Гордеева и серьезная заслуга куратора Михаила Бычкова. Врио регионального министра культуры ссылается на мнение профессионалов, что спектакли были какие-то не такие, но это не так:  все эксперты оценивают программу очень высоко.

Можно, конечно, избавиться от Бычкова и поставить на это место более удобного для властей человека. Платоновский фестиваль при этом не исчезнет, а просто станет событием регионального значения и будет конкурировать уже не с Москвой и Питером, а, например, с Курском и Белгородом. В Воронеж станут привозить привычные сонные провинциальные спектакли по произведениям Платонова, и начальство перестанет нервно дергаться, но это будет дауншифтинг для всех культурных процессов в городе. Мне все-таки кажется, что Воронеж – город умных, и он заслужил того, чтобы ставить более амбициозные задачи, а его жители и культурное начальство должны понимать, что бурные споры о привезенных в этом году спектаклях – это очень хороший симптом. Это означает, что публика узнает что-то новое, прежде невиданное и потихоньку избавляется от собственной провинциальности. Привезенные спектакли, которые сегодня в Воронеже кому-то кажутся слишком радикальными или странными, уже через несколько лет станут восприниматься совсем по-другому. Это медленный образовательный процесс, в который надо постепенно втянуться. Грубо говоря, нельзя научиться понимать Джойса, не почитав перед этим русских народных сказок».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество