Примерное время чтения: 10 минут
272

Малый бизнес под угрозой?

Воронеж, 19 марта – АиФ-Черноземье

Индивидуальные предприниматели – представители так называемого малого бизнеса – продолжают штурмовать налоговые инспекции, чтобы закрыть свои фирмы, магазины, киоски. За последние три месяца количество ИП только в Воронежской области сократилось почти на 3 тысячи человек.

«Сегодня содержать свой бизнес невыгодно», – утверждают вчерашние бизнесмены и отправляются на биржу труда… Почему наблюдается такой исход с рынка и к каким последствиям это может привести?

Давление сверху

Малому бизнесу в последнее время пришлось туго. Появилось слишком много новых законодательных моментов, которые ограничивают ИП. Да ещё и налоги растут как на дрожжах.

Так, в прошлом году с 14% до 30% поднялись отчисления по наёмному труду. Затем повысились тарифы. За электричество, например, предприниматель отныне должен платить баснословную сумму – 5 руб. 20 коп. за киловатт. Это примерно в два раз больше, чем раньше. Увеличились и социальные отчисления в пенсионный фонд –

стоимость страхового года возросла в 2,1 раза (см. «АиФ-Черноземье» №6).

«Придержали» ИП и законодательно. Вспомним хотя бы федеральный закон, ограничивающий продажу пива в нестационарных торговых объектах. Конечно, это нововведение негативно сказалось на держателях киосков и прочих мелких лавочек – прибыль у них резко снизилась.

Но больше всего представители малого бизнеса возмущены тем, что уже на местном уровне принято постановление №790, регулирующее установку нестационарных торговых объектов, к которым относится большинство киосков и павильонов. Нестационарный торговый объект должен быть площадью не более 20 метров, располагаться только в строго отведённых местах и выглядеть так, как прописано в постановлении, дабы не портить облик города. И здесь важно понять, какой объект считается стационарным, а какой – нет.

– Между стационарным и нестационарным объектом есть существенная разница, – поясняют в пресс-службе мэрии. – В первую очередь, стационарные торговые объекты отличаются от нестационарных наличием документов о том, что строение является капитальным.

Дело в том, что при установке того или иного торгового объекта в документах у его владельца должно быть прописано, что его магазин или павильон является капитальным. Другими словами, даже если торговый объект обладает всеми необходимыми коммуникациями, прочным фундаментом и так далее, но в документах не обозначено, что он – строение капитальное, то стационарным он быть уже не может.

В итоге, если павильон не соответствует этим требованиям, его могут просто снести. Причём демонтаж осуществляется в административном порядке.

Маленький да удаленький

– В этом году мой бизнес оказался на грани закрытия, – рассказывает Жанна Селиванова, индивидуальный предприниматель. – Я занимаюсь реализацией запчастей «АвтоВАЗа». Мой павильон считается нестационарным, он занимает площадь в 37 квадратных метров. Значит, я должна уменьшить его до 20 метров. Но я торгую крупногабаритными вещами, в таком маленьком зале они просто не поместятся!

Жанна Селиванова – одна из тех, кто пока не идёт сдавать свидетельство и борется из последних сил – только бы найти выход и остаться на рынке. Ведь стоит опустить руки, и вся жизнь пойдёт под откос. Жанна Викторовна – мать-одиночка, у неё есть дочка, которая учится в 9-м классе, которую нужно кормить, одевать-обувать, оплачивать её обучение… Кто о ней позаботится, если предпринимательница окажется на бирже труда?.. Поэтому женщина терпит, платит, надеется. Благоустроить территорию? – Пожалуйста, вот вам клумба. Вывезти мусор и снег? – Хорошо, организуем. Но и этого недостаточно…

– Если учесть все выплаты, которые возложены на малый бизнес, то рентабельность сегодня составляет от 0 до 3%, –

говорит Жанна Селиванова. – Я честно скажу, что дерусь до последнего, но не беру кредиты, потому что кредиты дают под 20% – для меня это всё равно, что забить гвозди в крышку собственного гроба. Стараюсь находить средства, вовремя оплачивать все счета. У меня трое работников и куча договоров с другими компаниями – так называемый бизнес в бизнесе: охрана, вывоз мусора, бухгалтерия, рекламные компании, транспортная компания, со всеми этими предприятиями я сотрудничаю. Если я закроюсь, то эти организации потеряют клиента, а значит, тоже понесут убытки.

Действительно, в этой цепочке всё взаимосвязано. И если предприниматели продолжат активно закрываться, то скоро на бирже труда будет не протолкнуться. И ещё. Большинству владельцев малого бизнеса за 40. Разве легко в таком возрасте найти работу?

Уход малого бизнеса с торговых площадок поведёт за собой и другую проблему – исчезновение конкуренции. И тогда все прелести монопольного рынка ощутят уже простые потребители товаров и услуг.

АиФ: Для справки:

В области действует долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2011 - 2015 годы». В рамках программы малому и среднему бизнесу оказывают всяческую поддержку, к примеру, проводят консультации; помогают в финансовом плане; развивают микрофинансирование, сеть центров поддержки предпринимательства и систему гарантийного обеспечения; стараются помочь молодым предпринимателям.

Кроме того, в регионе реализуется федеральная программа «Ты – предприниматель», направленная на популяризацию предпринимательской деятельности среди молодежи, формирование слоя новых, перспективных, отвечающих условиям современного рынка предпринимателей. Участие в государственной программе является бесплатным. Если у молодого человека (возраст участника – от 16 до 30 лет) имеется бизнес-идея, он может с помощью программы не только довести её до уровня бизнес-плана на бумаге, но и запустить свой бизнес в реальности. 

АиФ: Для справки

Всё под диктовку

Татьяна Гончарова, председатель правления ВООО «Объединение предпринимателей»:

– Малый бизнес просто убирают с пути, используя административный ресурс. Со всеми нововведениями в законодательстве разного уровня – федерального, регионального, муниципального – нам некогда заниматься своим предприятием! Уже не хочется ничего совершенствовать, потому что нет никакой уверенности в завтрашнем дне. А вдруг завтра приедет чиновник и снесёт кисок, в который ты вкладывал деньги, труд, время?

Инициативу предпринимателей убивают на корню! Государство диктует, как мне использовать моё помещение: мне нельзя перепрофилировать свой киоск на другой вид деятельности, я не могу из торговли уйти в сферу услуг.

Но в том и прелесть малого бизнеса – он мобильный и может быстро перестраиваться. Однако включены такие тормоза, что ничего не сделаешь. У нас только выискивают нарушения, а не помогают нам развиваться! Но ведь нельзя убивать малый бизнес, если он исчезнет, то возникнет монополия. Всем будут править крупные корпорации, конкуренции не будет. А к чему это приведёт? К снижению качества обслуживания и продукции, к сложной ситуации на рынке труда.

Потерь на 40 миллионов

Сергей Дуканов, начальник управления федеральной налоговой службы по Воронежской области:

– На сегодня темпы подачи документов от предпринимателей не увеличиваются и не сокращаются. За ноябрь 2012 – февраль 2013 гг. более 10% ИП прекратили свою деятельность. Все они предоставляли отчётность и уплачивали налоги. Среди прекративших работу не было неактивных предпринимателей, поэтому есть предположение, что эти люди продолжат действовать, но уже в статусе нелегалов.

Каковы потери от этого сектора? Сегодня в бюджет не поступит 40 млн рублей. Если процесс продолжится, то эта цифра возрастёт, может быть, в 1,5-2 раза. Скорее всего, для бюджета это не слишком большие потери. Но это очень большие потери репутационные, социальные, экономические.

Я думаю, что ответственные, активные предприниматели вернутся в легальный сектор экономики. Вопрос – когда? Возможно, что переломный момент наступит в середине года. Сможет ли государственный аппарат, в том числе правоохранительные структуры, налоговые органы существенно повлиять на этот процесс? Я считаю, что инструменты для этого имеются, но репрессивные меры не всегда эффективны. Скорее, тут нужны стимулирующие методы экономического характера.

АиФ: Мнение власти

В Департаменте по развитию предпринимательства и потребительского рынка области сообщили, что больше всего снявшихся с учёта предпринимателей – это занятые в розничной торговле, сфере транспорта и связи, операциях с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг.

– В настоящее время департаментом вместе с предпринимательскими сообществами разрабатывается план мер, направленных на улучшение сложившейся ситуации, – утверждают в ведомстве. – В области существует программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2012 году 55 субъектам МСП были предоставлены субсидии на сумму более 18 млн руб. За счёт средств регионального гарантийного фонда субъектам МСП выдано 73 поручительства на сумму 204,7 млн руб., что позволило им привлечь в кредитах 500,4 млн руб. Сейчас 119 субъектов малого бизнеса пользуются государственной поддержкой в виде поручительства Гарантийного фонда. В 2012 году субъектам МСП было предоставлено 943 займа на общую сумму 364,3 млн руб., при этом средний размер микрозайма составил 386 тыс. руб.

Зачем рынку монополия?

Виталий Попов, кандидат экономических наук, доцент ВГУ:

– Сама сегодняшняя ситуация, по моему личному убеждению, сформировалась при наличии четырёх негативных факторов влияния на малый бизнес. Во-первых, это налоговое бремя, которое становится непосильным для малых форм предпринимательства, ввиду чего последние спешно покидают рынок. Во-вторых, тарифы субъектов естественных монополий. В-третьих, злоупотребление со стороны чиновников - нельзя одной рукой управлять, а другой играть на рынке в нечестные игры, где заведомо известно, кто останется проигравшим. В-четвёртых, создание всё новых МУПов, ГУПов и других предприятий с государственным участием – они же являются ограничителями конкуренции для малого бизнеса, поскольку работают на конкурентных рынках.

Полагаю, что государство, выполняя хозяйственную функ-цию, может оставаться лишь на тех рынках, на которые частный бизнес не идёт, – например, вооружение, охрана здоровья и т.д., т.е. на рынках, связанных с выполнением государством своих непосредственных обязанностей.

Возникшая проблема – сокращение доли малых предприятий – ведёт к усилению позиций монополистов, что отрицательно скажется на рынке. Последствия могут быть весьма печальными и для рядовых потребителей товаров и услуг: монополизация чревата повышением цен и снижением качества продукции.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах