Примерное время чтения: 6 минут
1799

Лагерь «Вертикаль» в Курске отметил свое 30-летие

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Курск 10/09/2014

В этом году у одного из старейших лагерей области юбилей: легендарная «Вертикаль» отметила своё тридцатилетие непосредственно на смене.

«Восемнадцать дней мы с ребятами искали жемчужный век «Вертикали». В поиске того времени, когда нам было лучше всего, мы пришли к выводу, что жить стоит здесь и сейчас. Тридцать – это не рубеж, не почивание на лаврах, а очередной год работы лагеря», – поделилась открытием прошедшей смены Наталья Шерер, руководитель программы КРМОО «Вертикаль».

Работа не для галочки

Анастасия Барановская, АиФ-Курск:– Наталья Адамовна, кто эти люди – «вертикалевцы»?

досье
Наталья Шерер. По образованию - учитель английского языка, психолог. Все тридцать лет она является бессменным руководителем лагеря «Вертикаль».
– Человек, который приехал из лагеря, уже не такой, каким был, он что–то несёт другим людям. «Вертикалевцы» – это те, кто умеет думать и хочет это делать, кто готов помочь и откликнуться на любую просьбу. После смены жизнь молодёжной организации не заканчивается. У нас есть городской клуб школьников «Юность» и ежемесячная творческая программа «Книжное кафе», где мы рассказываем об интересных книгах и фильмах.

Этапы непрерывного развития

– За последние несколько лет произошли изменения в организации молодёжной политики в целом и работы с профильными лагерями в частности. Как эти изменения отразились на «Вертикали»?

– С этого года сократили сроки смены у «профильников». В летних оздоровительных лагерях дети отдыхают по–прежнему три недели, а профильные организации теперь работают 18 дней. Мне непонятна эта политика, потому что и 21 день – очень мало, чтобы поговорить о чём–то действительно важном. Этих трёх вычеркнутых из графика дней нам реально не хватило, темп смены приходилось держать очень высокий. Нельзя сказать, что основная идея смены осталась непонятой, просто ещё за три дня мы могли бы более доходчиво всё объяснить, расставить по местам. Комитет по делам молодёжи и туризму Курской области нам содействует, как говорится, в меру своих возможностей, которых очень немного. Но летняя программа не входит в положение о грантах от КДМТ, поэтому у нас нет финансирования.

– Как разрабатывается тема смены и рабочая программа?

– В 2000 году на смене «Город, которого нет» мы изменили свой подход в работе. Появилась центральная тема, и все дни и формы творчества связались в единый клубок, полностью понять который может только тот, кто проживает смену от начала до конца. А шесть лет назад мы поняли, что завершения дня общелагерным и отрядными кругами мало. Так появились «финалы дней», эмоциональные точки, которыми завершается прожитый день. Мы постоянно развиваемся, потому что у нас нет установки, что делать нужно только так, а не иначе.

Эта смена была не только праздничной, но и очень сложной, дающей пищу для размышления. Я сейчас осмысливаю, нужно ли нам двигаться дальше по глубинному интеллектуальному пути, или стоит что–то упростить, добавить так любимого детьми «экшна».

Путь надо пройти самому

– Какие они, сегодняшние подростки?

– Это люди, готовые к сотрудничеству. В современном мире им катастрофически не хватает общения как некого толчка, обмена опытом, рассуждений на какие–то абстрактные темы. Конечно, для такой работы нужно доверие, оно возникает не в первую секунду. Но наша практика показывает, что к концу смены каждый может выйти в большой вертикалевский круг и поделиться со всеми своими мыслями и переживаниями. Нам очень важно общение, которое ведёт человека к внутреннему росту и осознанию того, как надо жить в современном мире, куда дальше двигаться в жизни.

– Какой главный метод работы с детьми используют в «Вертикали»?

– В первые годы существования лагеря мы очень активно пользовались лекционными, семинарскими занятиями, что–то давали под запись. С течением времени я пришла к тому, что гораздо эффективнее понимаются вещи, которые прожиты и поняты самим человеком. Готовые записи, формулы и шаблоны не ведут к пониманию, как в определённой ситуации делать хорошо, а как – плохо. Да и невозможно на семинаре разобрать, почему так важно протянуть руку помощи, довериться или услышать своего собеседника.

Конечно, многими вещами должны заниматься родители и школьные педагоги. Но беда в том, что часто в семье дети не находят сочувствия, сопереживания, понимания. Ребёнку очень важно знать, что его выслушают, поймут, не посчитают маленьким и глупым. Есть грани, за которые шагать не стоит, потому что тогда потребуется глубокая индивидуальная работа с каждым человеком. Иногда мы намеренно перешагиваем эту черту, чтобы понимание было глубже и обширнее. На День семьи мы сюрпризом пригласили всех родителей в лагерь, отчётливо понимая, что к кому–то не приедут, а у кого–то вовсе нет мамы или папы. Это сложные ситуации, для ребёнка они могут быть очень болезненными, но и с этим тоже надо работать.

– Есть ли сегодня идеи и задачи на следующий год?

– Сложно загадывать. С каждым годом период подготовки смены становится всё сложнее. Это связано с материальными вопросами. Проблему могут решить только спонсоры, надо вести какую–то работу с теми, кто может помочь общественной организации. Шире стоит использовать свои возможности и не бояться просить помощи. Я думаю, что есть люди, готовые это сделать, но не всегда их руки дотягиваются до нас. Пока мы не слышим друг друга, но эту ситуацию можно исправить.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах