Попросту говоря, ОДН – это разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний всех индивидуальных счётчиков в квартирах. Не нужно думать, что жители платят за воду, если где–то на улице прорвало трубу. Нет, люди должны рассчитываться только за расходы внутри своего дома. Если ваша управляющая компания пытается взять плату сверх показания общедомового счётчика – смело судитесь с нею, жалуйтесь в прокуратуру.
С точки зрения закона

Начнём с нормативных актов. Понятие ОДН вошло в нашу жизнь пять лет назад Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Законодательство дает понятие об общедомовых нуждах как о ресурсе, необходимом для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно этому же постановлению ОДН – это не добровольный, а обязательный платёж. При этом не имеет значения, если речь идет об ОДН на воду, есть ли в Вашем многоквартирном доме краны ХВС и ГВС для общего пользования (на полив газонов, для мытья мусороприемных камер, для уборки подъездов и т.д.). При просрочке платежей ресурсоснабжающие организации и жилищные службы вправе ограничить поставку любой коммунальной услуги через три месяца. При этом не будет иметь значения, за какую услугу в квитанции не была своевременно произведена оплата. Платежи, начисленные по ОДН и не оплаченные собственниками, в соответствии с законом будут взысканы в судебном порядке.
Подводные камни
Каждый месяц то в одном, то в другом доме по тому или иному ресурсу «выскакивает» непомерно огромный ОДН. Население к этому даже стало привыкать. Однако жалобы в жилищную инспекцию поступают регулярно. На призывы о помощи или угрозы от жильцов управляющая компания пытается разобраться, осуществляя мониторинг потребления ресурса по общему прибору учёта, а также осуществляя поквартирный обход с целью снятия показаний индивидуальных приборов учета. Какие же «мины», ведущие к увеличению ОДН, обычно обнаруживаются?

Вот те факторы, которые чаще всего выявляются в многоквартирных домах, влияющие на размер ОДН: во–первых, собственники нежилых помещений, юридические лица и ИП (магазины, парикмахерские, офисы, клубы и т.д.) получают ресурс по общим инженерным сетям, но не все оборудованы ИПУ (индивидуальными счётчиками). Сюда же входят те жильцы квартир, что не поставили счетчики и платят по нормативу по числу прописанных на данной жилплощади людей, хотя на самом деле в этой квартире их проживает больше и, следовательно, воды они расходуют намного больше оплачиваемой. Во–вторых, при наличии ИПУ в ходе расчета коммунальной услуги данные этих приборов не всегда вычитаются из показаний общего прибора учёта. Это, в частности, происходит, потому что учётом потребления физических и юридических лиц в ресурсоснабжающих организациях занимаются разные отделы. К тому же не все собственники нежилых помещений заключили договоры на поставку ресурсов. В ряде случаев обнаруживается неисправность общего или индивидуальных приборов учёта. Неизменно выявляются воришки, любители проехаться за чужой счет, которые используют различные ухищрения: магниты, иголки, подключение напрямую к общим сетям, минуя ИПУ.
Как «бороться» с ОДН?
ОДН – как мы писали выше, платёж обязательный, поэтому «бороться» с ним, просто не оплачивая – это не выход из положения, а скорее наоборот. Что же тогда можно сделать, чтобы уменьшить размер ОДН?
Прежде всего следует понимать, что только совместными действиями управляющей компании и совета дома можно решить данную проблему. Рекомендуем согласовать с ресурсоснабжающими организациями график снятия показаний общих приборов учёта с обязательным присутствием представителя собственников, уполномоченного вести общий журнал учета ресурсов, хранящийся в доме.
Кроме того, обязанность всех собственников – установить приборы учёта в своём жилом помещении, единовременно передавать (с 20 по 25 число каждого месяца) достоверную информацию об объемах потреблённых индивидуальных ресурсов в ЕРЦ или коммунальные службы, нести ответственность за исправность индивидуальных приборов учета, немедленно сообщать в аварийную службу управляющей компании о неисправности инженерных сетей и утечках. В случае, если собственник жилого помещения упорствует и отказывается установить прибор учета, совет дома вправе ежемесячно обращаться в УК и сообщать о количестве фактически проживающих физических лиц для расчёта по нормативному потреблению, т.к. нередко в данной квартире официально числится только один человек.
По старым подсчётам
Федор Лукьянов, энергетик, кандидат технических наук:
- Мне кажется, что «нормальные» ОДН по электричеству для современного дома (с учетом лампочек в подъездах, лифтов, домофонов и так далее) - это от трех до семи процентов общего потребления. Тут многое зависит от применения энергосберегающих технологий, повышения энергоэффективности оборудования. Всё, что выше, это, увы, воровство, неправильный съём показателей и старые счётчики, которые недоучитывают электроэнергию. Во многих старых домах в квартирах крутятся электросчетчики, которые были произведены и установлены в 60-70-е годы прошлого века. Иногда они по 50-60 лет работают без обслуживания, ремонта, проверки. Представьте себе, что кто-то 50 лет ездит на машине без технического обслуживания и ремонтов - что будет с такой машиной? Любой счетчик - это довольно тонкий и технически сложный прибор, который надо содержать в порядке.
Из своего кармана
Игорь Долгин, инженер одной из управляющих компаний:
- Главное, что ВСЕ жильцы дома должны ясно осознать: если где-то горит лампочка - то вы платите за нее из своего кармана. Если кто-то на ночь в своем автомобиле включает подогрев двигателя, запитанный от какой-то самодельной розетки в подъезде - то за это тоже платят все. Надо искать и выводить на чистую воду всех «левых» потребителей. Замечать все странные провода, тянущиеся неизвестно куда. Главное - бороться с этим нужно коллективно. Иначе ничего не сдвинется с места. Общедомовых счётчиков электроэнергии пока в домах установлено мало, а штука это очень полезная.
Жить по-соседски
Юлия Тимохина, социолог:
- От управления своими домами нам уже не отвертеться. Не будем сами все контролировать, проверять, требовать, добиваться - будем жить так, как живём. Никто, кроме нас самих, за наши интересы биться не станет. Поэтому - знакомьтесь и договаривайтесь с соседями, собирайтесь на собрания, ответственно принимайте все решения, касающиеся вашего дома. Поверьте, в управляющих компаниях ЖКХ не дураки сидят. Иначе как бы им удавалось столько лет всех нас обманывать? Они там очень быстро почувствуют, что в вашем доме имеют дело с организованным и сплочённым коллективом жильцов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть