aif.ru counter
2485

«Нужный возраст – это сейчас». Психолог о тактике поведения в кризис

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Курск 18/11/2015

«Если бы вы знали заранее, что добьётесь успеха в выбранной деятельности, какую бы сферу вы избрали? Слово «успех» имеет здесь широкий смысл и включает в себя то, что вы сами считаете успехом. Это могут быть не только деньги, связи, друзья, признание, известность, слава, положение в обществе, но и многие другие вещи, которые у каждого будут свои», – считает педагог и философ Элеонора Казначеева.

Лестница успеха

Владимир Косогов, АиФ: Элеонора, на чём нужно концентрироваться в условиях кризиса: на увеличении заработка, на достижении успеха на основной работе, на поиске нового места работы? Как вести себя, чтобы не оказаться у разбитого корыта?

Элеонора Казначеева: Надо понимать, что кризис – это изменение, как трактуют китайский иероглиф, но не всегда в лучшую сторону. Кризис подчас – это наказание. К примеру, в вашей фирме не был поставлен механизм продаж. Вы совершали сделки от случая к случаю, понятно, что любое дуновение на рынке – и в вашей компании будет паника. Или пример наёмного работника: вы всегда мечтали быть врачом, помогать людям и ходить в белом халате, а по наставлению родителей окончили экономический факультет, работаете в банке, оклад у вас небольшой, и вообще–то Вы ненавидите то, чем занимаетесь. В первом примере – у человека не хватает профессионализма, но рынок научит его видеть суть вещей. А во втором случае человек предал свою природу и будет наказан тем, что сам блокирует пути к личной гармонии. К поиску новой работы всегда надо относиться философски: если у вас нет возможности перейти на новое место – сидите и любите то, что есть. Отнеситесь к этому как к карме.

Поймите, что мешает вам получить нужный результат: отсутствие образования, знания английского языка, в конце концов, в вашем городе просто нет работы, которую вы хотите, тогда переезжайте. Принятие ситуации открывает новую дверь. Если у вас есть возможность сделать решительный шаг в карьере – делайте.

– Стоит ли бояться кардинально изменить профессию? Существует ли для такого шага возрастной ценз?

– Есть два заблуждения на этот счёт. Первое – я слишком молод/стар, чтобы начинать всё заново. И второе: вот заработаю на подушку безопасности – уйду с нелюбимого места. И то, и другое – попытка резать собаке хвост по частям. Нужный возраст – это всегда сейчас. Подушка безопасности – это не количество денег, это прописанная цель и шаги к ней. Вот у меня пример: ребята из Курска обратились ко мне за советом – они любят мастерить поделки hand made. Взяли кредит, арендовали место в Центральном универмаге. Понятно, что притока клиентов нет, что делать? Деньги потрачены, аренда идёт, покупателей полтора человека.

В таких случаях я вынуждена признать, что любимое дело – не всегда бизнес. Если у вас нет клиентов из круга знакомых, наивно полагать, что незнакомые люди ваше творчество будут разбирать как пирожки. Ваша финансовая модель без вложений на маркетинг просто будет более долгой. Участвуйте в ярмарках, проводите мастер–классы в школах, создайте интернет–магазин, ведите социальные сети. Усердие и трудолюбие, понимание рынка и собственной ниши – это очень дорогое знание, его не купить деньгами, даже очень большими.

В поисках себя

– Чиновники уверяют, что самозанятость, уход в малый бизнес – отличный способ попробовать себя «в деле». На ваш взгляд, современное устройство предпринимательской деятельности действительно открывает новые перспективы для безработных?

– Чиновники таким образом заигрывают с амбициями молодых людей. Если бы бизнес был так прост, все бы уже стали бизнесменами. Учтите – вы ходите на работу и вас беспокоит недостаточная самореализация и маленькая зарплата. А вы открыли бизнес – и если каждое ваше тело­движение не приносит прибыль, то вы уже не успеваете за арендами, кредитами, зарплатами. Я сижу в комиссии Сбербанка по кредитованию стартапов и наблюдаю чудовищную картину: каждый второй такой бизнесмен, это обычный безработный, который не может найти достойное место.

Большинство бизнесменов в нашей стране (как успешных, так и нет) – это вынужденные бизнесмены. Уволили – теперь ты бизнесмен, не можешь устроиться по профессии – ты бизнесмен, нет денег – ты бизнесмен, нуждающийся в дотациях из банковской сферы.

– Какие профессии будут популярны через 10–15 лет? На какие специализации стоит обратить внимание будущим выпускникам?

– Это самое опасное заблуждение, что если через 5 лет самыми востребованными будут специалисты по big data (занимаются обработкой и анализом компьютеризированных данных для получения наглядных, воспринимаемых человеком результатов – Ред.), то ребёнка уже сейчас надо отдавать в компьютерный класс. Самый востребованный специалист – это человек на своем месте. Самый лучший руководитель – этот тот, в ком нуждается коллектив. Лучший работник – это тот, кто любит то, чем занимается. Если этого не сделали ваши родители – смотрите на себя со стороны. Что вас привлекает? Чем бы вы занимались, даже если бы не платили? Каково ваше хобби? На стыке этих вопросов ищите свою профессию.

Генри Форд говорил: «Высокооплачиваемое хобби – это лучшая работа», и спорить с этим трудно. Не ищите популярные профессии, ищите то, что нужно именно вам. Этот подход в моей практике работает всегда.

Время быть лидером

– Личностный рост – это хитрая уловка психологов с повадками менеджера или же действительна практика по достижению успеха? Как скромному и тихому человеку стать лидером? Есть ли какие–нибудь рецепты, с помощью которых можно сделать первые шаги?

– Правда лидерства заключается в том, что лидерами всё–таки рождаются. Вы замечали: заходит вдруг человек, начинает говорить – все его слушают, пытаются помочь. А другой вроде и в галстуке, и в костюме, а его уборщица по ресепшену гоняет. Человек может и не знать, что он лидер, но он слой за слоем открывает себя. Ресурсы в этом мире распределены неравномерно. Богат не тот, кто много трудится, а тот, кому выпало.

Ещё одна правда заключается в том, что нельзя научить продавать. Для этого нужно уметь зрить в корень, а не пользоваться скриптами

К вопросу о хитрых уловках психологов – да, они есть. Психологи от бизнеса часто играют на низших проявлениях человеческой природы. По разной причине, в основном чтобы заставить человека больше продавать. Ещё одна правда заключается в том, что нельзя научить продавать. Для этого нужно уметь зрить в корень, а не пользоваться скриптами. В древности торговцам отводилась отдельная каста вайшьи, которые характеризовались как умные и жадные. Они своих детей с малых лет учили, как подойти к человеку, чтобы определить его настроение и желание говорить.

С лидерством история довольно опасная. Вот «прокачают» человека, что он всё может, что нет предела его возможностям. А они есть. И через пару недель опустошённый человек нуждается либо в новом допинге лидерства, либо у него развиваются непомерные желания обладания.

Но великая правда заключается ещё и в том, что если человек пребывает в полном невежестве – его необходимо раскачать, привить интерес к деньгам, лидерству, повелеванию, к манипуляциям, к бизнесу, к удовлетворению непомерных желаний. И уже только с этой платформы его уже можно перетянуть на более высокий план саморазвития. Только там действуют другие законы – веры, служения, аскезы.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество