Примерное время чтения: 8 минут
116

Развитие и не только. Глава Курской области об экономических реалиях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Курск 23/11/2016

Наполняемость регионального бюджета в условиях экономического кризиса, выплаты зарплат бюджетникам, а также сохранение стабильного курса развития территории – основная «головная боль» многих российских глав субъектов федерации сегодня. 

Выборы и задачи

– Александр Николаевич, в России прошли масштабные выборы. Это было главное событие этого года, наверное, и для вашего региона. К чему теперь готовитесь? 

– Знаете, выборы в Госдуму как раз совпали с выборами в наш парламент, в областную Думу, так что у нас это было действительно масштабное мероприятие.  В Курской области выборы проходили достаточно корректно, спокойно. В общем–то, итог такой, что «Единая Россия» одержала победу. Сам я возглавлял список в областную Думу. Просто хотелось, чтобы регион выглядел достаточно стабильно. Из 45 мест 35 в Думе получила «Единая Россия». Я думаю, что это хороший результат.

Что касается выборов в Госдуму, то по их итогам 4 человека представляют наш регион от «Единой России», и ещё по списку избран один коммунист. В целом, на мой взгляд, народ на все попытки дестабилизировать ситуацию ответил всё–таки своим голосованием.

Вопрос ведь стоял ребром: либо мы за дальнейшее развитие, либо опять втягиваемся в то, что было в 90–е годы.

– Какие, на ваш взгляд, сегодня наиболее актуальные задачи стоят перед регионом? Какие, может быть, проблемы, которыми вы занимаетесь?

– Сейчас стоит задача продолжить то, что делали в плане развития. По динамике развития Курская область, по оценкам Правительства РФ, четыре года подряд входит в двадцатку лучших субъектов России.

Рейтинг рейтингу рознь

– Как вы относитесь к губернаторским рейтингам?

– То, что мы по оценкам правительства входим в двадцатку – это объективная оценка. А что касается других оценок... Дело в том, что там всё наиграно и неискренне, если говорить народным языком. Одному «умному» политтехнологу я как–то задал вопрос: «Как получается, что по оценкам правительства область оказалась на 9–м месте, а я на 69–м?». Он сначала растерялся, а потом мне говорит: «А при чём здесь вы, губернатор, и область?» Я: «Как при чём?». Он говорит: «Область же развивается сама». Я говорю: «А мы–то думали, что ею руководят. Оказывается, она сама развивается. Тогда какие к нам вопросы? Пусть тогда и развивается».

Так что, на мой взгляд, всё это надуманно. Некоторые губернаторы заботятся об этом (месте в рейтинге) всякими способами. Я же лично никогда в эти игры не играл и считаю, что самая объективная оценка – это указ президента и оценка правительства.

Кстати, и по финансам. У нас в стране 12, 13, может, 14 регионов, которые являются профицитными. Но наш регион, по оценке Министерства финансов РФ, на протяжении последних 4 лет входит в число регионов с наиболее управляемой системой финансов.

– То есть, у вас будет долг не очень большой?

– Нет, не очень большой. В ЦФО мы и Владимирская область по этим показателям первые и вторые, дальше все остальные.

Большие деньги

– Проблема госдолга субъектов сегодня – одна из основных в стране. Интересно ваше мнение по поводу схемы, которую предложил Сбербанк, чтобы переоформить кредиты с коммерческих на государственные. На ваш взгляд, насколько это эффективно, и что с этим громадным госдолгом регионов делать?

– Надо думать, как эту ситуацию исправить. Мы входим в двадцатку, ценим это, мы часто – особенно на финише года – решаем какие–то вопросы с Минфином. Надо же год заканчивать и кредиты выплачивать, правильно? А банки дают их под 16–18% годовых.

В прошлом–позапрошлом годах у нас где–то под 3,5 миллиарда кредитов было. А надо ведь и зарплату бюджетникам заплатить, и завершить все программы. Поэтому с Германом Оскаровичем Грефом, с Дмитрием Николаевичем Патрушевым и т. д., с ВТБ решаем вопросы. Все эти, скажем, 3,5 миллиарда в позапрошлом году были заменены потом на бюджетный кредит, а там 0,1 процента. Мы решили все вопросы, которые надо было, плюс ещё 800 миллионов рублей осталось на решение других проблем. То есть надо быть дисциплинированными.

– А вот некоторые губернаторы считают, что много кредитов – это не так уж и плохо…

– Когда я после Руцкого принимал регион, потом мы ещё почти 3 года были финансовыми банкротами. Я не хотел бы, чтобы регион ещё раз когда–то оказался в таком положении. А чтобы наладить ситуацию, должна появиться системность, которую надо выстроить на элементах сотрудничества. Банк знает, что мы выполним обязательства, а мы знаем, что он поддержит. Но это не должно быть разовым актом, это должно быть как–то упорядочено. И каждый губернатор, и любой руководитель другой структуры, в том числе и банковской, должен знать, что влечёт за собой кредитование, и как эти вопросы решать.

Есть ещё одна проблема: консолидированная группа налогоплательщиков. На мой взгляд, тут тоже не всё упорядочено. Это к нашим думцам федеральным относится, к Совету Федерации, к Правительству. Например, есть крупный предприниматель, у которого бизнес находится, скажем, в 8 регионах, может, в 7, в 10. У него здесь предприятие плохо работает и попадает в банкротство, он хочет его спасти и забирает средства из другого региона, перебрасывает их сюда, не спрашивая у руководителя региона. Это как? Это называется – внутри нас есть ещё и империя какая–то другая. А такого быть не должно. Лично мне пришлось ставить этот вопрос перед руководством страны, потому что однажды возникла острая проблема, когда у нас хотели забрать 4 миллиарда рублей из бюджета, причём уже на финише года, за четыре месяца до окончания. А люди ведь не спрашивают, откуда эта беда возникла, они говорят: зарплату заплатите, это доделайте, обещали – сделайте.

 Так что есть вещи, которые должны быть в центре внимания новоизбранного парламента.

Теснее и теснее

– Недавно прошла информация о том, что якобы администрация президента дала распоряжение, чтобы кураторы плотнее общались с региональными властями и чаще бывали в субъектах. Раньше этого не было?

– В принципе, если честно сказать, то я считаю, что главное – это всё–таки правильно выстроенные нормы взаимоотношений и контроль. Уж контролировать нас, слава Богу, есть кому. Знаете, сколько сейчас надзирающих органов, контролирующих? Предостаточно. Другое дело, что было бы, что контролировать.

Что касается нас, мы собираемся этот год закончить достойно. В прошлом году, если по стране получился спад, скажем, в промышленности, то у нас был рост 4,2%, так же в сельском хозяйстве – где–то порядка 11,5%. И в целом валовый региональный продукт растёт.

По итогам 2015 года 41 процент объёма составлял промышленный экономический кластер, а 20 процентов – аграрный. Но и аграрии у нас сейчас на подъёме, и, слава Богу, неплохие поступления дают в бюджет. У нас сейчас в Черноземье негласное, но здоровое соперничество идёт. Воронеж – с одной стороны. Белгород – с другой. Но когда я пришёл работать, честно вам скажу, если бы кто–то сказал, исходя из той ситуации, в какой была область, что мы когда–то по серьёзным показателям обойдём Белгород, хотя бы по одному... Это была фантастика! А сегодня это реальность.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах