aif.ru counter
521

Заявить о себе. Курские писатели штурмуют литературные вершины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Курск 02/09/2015

«Исторически Курск всегда был на задворках российской литературной жизни. Тем не менее, наша земля подарила много прекрасных в разные эпохи авторов: Ипполит Богданович, Афанасий Фет, Николай Асеев, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Максим Амелин – вот неполный перечень курян, которые оставили свой след в российской литературе», – уверяет Андрей Болдырев, поэт, финалист Литературного конкурса имени Волошина.

В большой и подчас безжалостной русской литературе Андрей уже не первый год: за плечами и публикации в «толстяках», и участие в литературных телепередачах, и – что самое главное – десятки отличных стихотворений, получивших положительные отзывы от мэтров современной литературы. В 2016–м в престижном московском издательстве «Воймега» выйдет в свет дебютная книга Андрея под рабочим названием «Моря – нет».

Премиальное дело

– Андрей Владимирович, стать финалистом Волошинского конкурса – это престижно? Что собой представляет сейчас эта литературная премия?

– Волошинский конкурс существует уже 13 лет и постоянно проходит в Крыму – в доме–музее Максимилиана Волошина. За эти годы лауреатами конкурса стали многие известные сейчас прозаики и поэты, имена которых у читающей публики постоянно на слуху. Поэтому «Волошинский» – достаточно престижная площадка, на которой можно заявить о себе. С другой стороны, не всё так гладко, как может показаться на первый взгляд. Общий уровень участников весьма неоднороден. Однако сам факт того, что Волошинский конкурс собирает множество талантливых авторов и имеет международный статус не ставит под сомнение ни один литератор.

– На ваш взгляд, стоит ли писателю концентрировать свои творческие усилия именно на участии в той или иной премии? Или приоритеты должны быть другими?

– Я всегда утверждал и утверждаю, что во главу угла нужно ставить хорошие стихи, а участие в различных конкурсах, фестивалях, перфомансах – вещь вторичная. С другой стороны, всё время «вариться в собственном соку» нельзя, человеку пишущему жизненно необходимо получать оценку со стороны, причём желательно от признанных мастеров слова. В этом смысле начинающему писателю полезнее побывать на тех или иных литературных мастер–классах и семинарах, как, например, ежегодный Форум молодых писателей России в подмосковных Липках, чем подать наскоро состряпанную подборку в очередной «Дебют» и ждать у моря погоды. Денежная премия и свои пять минут славы – это, конечно, хорошо, но для людей, которые серьёзно относятся к себе и своему творчеству, это не более чем «понты».

– Финалистами премии стали ещё трое курских авторов. Это что? Начало некой «курской школы» в литературном смысле? И можно ли в современных интернет–условиях говорить о «поэтических мастерских», о кузницах литературных кадров?

– Я, пользуясь случаем, поздравляю всех наших с выходом в финал, но говорить о зарождении «курской школы» несправедливо. Я считаю, нынешний шорт–лист Волошинского конкурса – это косвенный показатель того, что в Курске к настоящему моменту сформировалось целое поколение молодых тридцатилетних авторов, которые могут о себе громко заявить в первую очередь на всероссийском уровне. Назвать это «цехом» или «кузницей кадров» тоже нельзя, потому что пока, увы, не видно «молодых, красивых, двадцатидвухлетних», то есть тех, кто, по идее, должны «прийти на смену». Пока литературный процесс в регионе носит полустихийный характер, так и будет продолжаться дальше.

Курская доля

– Как в самом Курске относятся к вашему творчеству? Знают? Приглашают на разного рода окололитературные «тусовки»?

– Смотря что называть «тусовкой». Есть ребята, которые собираются в кафешках, читают свои, подчас очень плохие, стихи, устраивают «поэтические батлы». У некоторых из них по нескольку тысяч подписчиков в соцсетях, они сами издают свои книги, сами их распространяют. То есть это целая субкультура, к поэзии имеющая весьма опосредованное отношение.

Вот мой друг поэт Роман Рубанов (он тоже вошел в шорт–лист Волошинского конкурса в 2015 году, стал финалистом российского Чемпионата по чтению «Открой рот» – Ред.) сотрудничает с клубом «Лица» курского Дворца пионеров, который приглашает известных писателей и поэтов со всей России, устраивает вечера московских издательств. Я тоже, по мере сил, принимаю участие в организации этих вечеров. Мы приглашаем на встречи абсолютно всех желающих. И люди приходят! Обычные люди, которые любят книги, которые просто хотят послушать известных авторов.

Недавно узнал, что в среде местных «официальных» писателей из СПР (Союз писателей России – Ред.) нас с Романом называют «пятой колонной». Это смешно, ей–богу. Просто вместо того, чтобы сидеть и рассуждать о том, как всё плохо, когда «денег нет», мы стараемся делать что–то на общественных началах, зачастую вкладывая свои собственные сбережения. Еще мне нравится то, что делает курский поэт Анатолий Афанасьев: он организовал «школу–студию стиха», на базе которой абсолютно любой желающий может научиться как минимум отличать хорей от ямба.

Власть над словом

– Символично, что вы стали финалистом престижного конкурса именно в Год литературы. Как, с вашей точки зрения, прошёл этот тематический год? Усилия чиновников оправдались?

– Если перед чиновниками стояла задача закрыть как можно больше библиотек и книжных магазинов по всей России, то да, их усилия оправдались. Причём я сужу не только по ситуации в Курске. Это происходит повсеместно. В частности, в Ярославле, куда меня приглашала библиотека имени Некрасова, весьма схожее положение дел. В интернет–пространстве давно ходит шутка о том, что Год здравоохранения россияне точно не переживут. Когда за дело берутся люди, весьма далекие от литературы, но с усердием, достойным лучшего применения, результат не может быть иным. Вот сделали тематический сайт, посвящённый Году литературы, организовали книжную ярмарку на Красной площади в Москве – других громких событий я и не припомню. А ведь у современной литературы много незавершённых дел, много ситуаций, подвешенных на волоске. Почему бы не помочь деньгами журналу «Звезда» – старейшему литературному журналу России, который сейчас находится на грани исчезновения, да и остальным журналам тоже? Почему бы не вложить деньги в восстановление отечественной переводческой школы? Почему бы не помочь негосударственным издательствам художественной литературы, таким как «Воймега» или «ОГИ», существующим зачастую себе в убыток? У меня нет ответов на эти вопросы. У властей, видимо, тоже.

– Курск никогда, по сути, не был литературным центром. Есть ли у региона потенциал стать таковым? И что для этого нужно сделать?

– Последние два года показали, например, что Курская земля по–прежнему еще «может собственных Платонов» рождать. Не знаю, насколько Курску вообще нужно становиться центром русской литературы, а вот молодым авторам помогать надо. Хотя бы даже билетами на поезд до Москвы, когда тебя приглашают на Форум молодых писателей России, а не делать удивлённые чиновничьи глаза и посылать куда подальше, пока директива свыше не придет.

А вот значимость Курска на литературной карте нашим чиновникам вполне по силам повысить: выделить средства на создание, продвижение и поддержание местного «толстого» литературного журнала, организацию международного литературного фестиваля. Но это всё из разряда утопии.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество