aif.ru counter
122

Липецкий скульптор рассказал о новом времени и современном искусстве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Липецк 13/11/2013

Надо ставить точку

Екатерина Курдюкова, АиФ-Липецк– Николай Константинович, вы победили в конкурсе на лучший проект памятника Победы в Липецке. Но почему теперь выясняется, что эта работа доверена другому автору?

Николай Рогатнёв:– Мне и самому интересно. Мы с Александром Вагнером, который в предыдущем конкурсе также занял первое место, даже написали в мэрию открытое письмо, в котором просили пояснить, почему и кем было принято такое решение. Это подрывает доверие к конкурсам, тем более к таким общественно значимым, как памятник Победы. Но, к сожалению, ответа на наши вопросы мы не получили.

– Каким вы видели памятник Победы?

– Это колонна в виде факела. На её вершине две фигуры – солдата и медсестры. Этим я хотел сказать, что в основе всех подвигов лежит любовь – мужчины к женщине, человека к своей Родине. Чуть ниже – образы лётчика и моряка, металлурга и крестьянки. Я посчитал необходимым включить в композицию девочку с колосками на фоне храма. Ведь православная церковь – символ духовного фундамента победы.

– Вам не обидно, что вас, можно сказать, отодвинули в сторону?

– Я бы был очень этим расстроен, если бы ничего не творил. Но я счастливый человек – у меня масса других замыслов. А что касается памятника Победы, то он непременно нужен. Люди должны знать свою историю. Тем более сейчас, когда «запудривают мозги» населению и пытаются приуменьшить роль нашей страны в победе над фашизмом. Надо обязательно ставить в этом вопросе жирную точку.

Закон волка

– В одном из интервью вы сказали, что сегодня возникла монополия на истину. Что вы имели в виду?

– Монополия на истину – это, например, когда заранее известно, кто победит в конкурсе. Но всякие монополии рано или поздно разрушаются. Мне уже удалось их немножко пошатнуть. Было время, когда советская власть тоже пыталась навязать нам свою правду, но, как видите, ничего не получилось, потому что нельзя всех людей заставить жить по одним правилам, нельзя всех стричь под одну гребёнку.

– Но многие сегодня с ностальгией вспоминают советские времена?

– В каждом времени есть хорошее и плохое. Например, хорошим при социализме было то, что очень чётко соблюдались социальные законы, например, если беременная женщина приходила устраиваться на работу, ей не могли отказать. А плохое – что исчезали стимулы труда. Зато в наше время тебе говорят: «зарабатывай больше», но, в свою очередь, это породило закон волка: чтобы лучше жить, надо кого-то съесть. Процветает эксплуатация человека человеком.

– А что происходит в искусстве?

– А искусство – это зеркало жизни: какая жизнь, такое и искусство. Многими художниками сегодня движет жажда зарабатывания денег, и в этой погоне за прибылью они, к сожалению, бездарно растрачивают свой талант. В последнее время я принципиально не посещаю никакие выставки современного искусства, чтобы не испытать на себе это пагубное влияние. У меня своя тропа, по которой я иду.

Вещий сон

– Почти в каждой из ваших работ можно увидеть образ свечи. Так было задумано изначально?

– В конце 1980-х годов в Москве объявили конкурс на создание памятника Победы на Поклонной горе. Две недели я поработал, и ничего не получалось. Вдруг снится мне сон. Лечу я на Поклонную гору и чувствую, кто–то за мной наблюдает. Прилетел и спрашиваю у невидимых сопровождающих: «Вы есть или нет?», они отвечают: «Есть». «Наверное, таланта не хватает, не знаю, что здесь должно быть», – говорю я им. А они мне: «Мы тебе покажем, ты это сделаешь, но не займёшь никакого места. Время не пришло. Но пройдут годы, и это станет уделом твоей жизни». Так и оказалось. После этих слов они показали мне свечу.

– А как ваши скульптуры попали в Англию, Армению, Венесуэлу и другие страны?

– Всё началось со скульптурной композиции «Битлз» в 2007 году. Я тогда познакомился с журналистом Валентином Баюканским, и у него возникла идея преподнести мою работу в дар английскому музею в Ливерпуле. Так возник плодотворный творческий тандем. В его основе лежит метод народной дипломатии – мы не являемся членами какой–то партии или движения, но, как простые граждане своей страны, стараемся прославлять город за его пределами. Дарим скульптурные композиции, посвящённые знаменитым людям или особым событиям.

– И где же в следующий раз прославите Липецк?

– Через несколько дней летим во Францию. Там представим мою работу, посвящённую нашему земляку, выдающемуся путешественнику Евгению Смургису, принявшему

в 1986 году старт в первой в мире кругосветной экспедиции на гребной лодке. А вообще задумок много, так что собираюсь ещё не раз удивить мир.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах