Примерное время чтения: 4 минуты
376

Без двоек и пятёрок. В липецких школах могут отказаться от привычных оценок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АИФ-Липецк 25/08/2021
Ольга Баранова / Из личного архива

Школа без пятёрок и двоек. Почему бы и нет? В липецких школах решили отказаться от привычных отметок и домашнего задания. А ещё – школьной формы в её классическом варианте.

В плюсах и минусах нового подхода разбирался «АиФ-Черноземье».

Взять и отменить

Школа № 2 – одна из старейших в городе. Но в прошлом году именно она наряду с ещё семью образовательными учреждениями стала пионером революционных преобразований. Здесь ввели новую систему оценивания в начальной школе. Не во всех классах, пока только в двух вторых. Отметок нет, но оценивание, конечно, осталось. Например, школьник выполнил работу аккуратно, но допустил ошибки. Учитель оставил комментарий в тетради: «Хорошо, но в следующий раз старайся!» Очень уважительно, согласитесь. При этом ученик всегда знает, что именно у него получилось, а что – нет. Раньше и вникать бы не стали: этому – четыре, а этому – два.

«Плохой отметкой можно убить в ребёнке желание учиться. А наша задача – мотивировать детей к получению знаний, – говорит директор школы Ольга Шишкина. – Мотивация складывается из многих факторов: начиная от цвета стен в классах, заканчивая доверительным отношением между учителем и учеником. Если педагог видит, что ребёнок пришёл в школу с плохим настроением, он обязательно поинтересуется, что случилось, что его огорчило, и постарается сделать так, чтобы настроение изменилось. Школа сегодня должна немножко перестроиться, повернуться лицом к каждому ученику. В этом и состоит суть гуманной педагогики».

Домашние задания в начальных классах теперь носят рекомендательный, вариантивный характер. Учителя работают с внутренней мотивацией детей заинтересовывая их домашнeй работой. А чтобы не нагружать школьников, они стараются давать максимум на уроке.

Вопрос, отменять ли форму, решали вместе с детьми и родителями. Большинство высказалось «за». Но речь шла не о полностью свободной одежде. Договорились: будет smart casual, то есть «нарядно-повседневный» стиль. В джинсах тёмных расцветок, джемперах и кроссовках на уроки можно, в вызывающих нарядах и спортивных костюмах – нельзя. Родители детей, чьи классы решились на эксперимент, уже к концу года заметили разницу.

«Моя дочка с удовольствием ходит в школу, ей интересно учиться, она не переживает, что получит плохую отметку, и её за это будут ругать. Ребёнок доволен, а для меня это счастье», – говорит мама третьеклассницы Надежда Слепокурова.

За и против

По информации управления образования и науки Липецкой области, в прошлом году реформа стартовала в 93 классах. В новом учебном году к ним присоединятся ещё 27. Таким образом, экспериментом окажутся охвачены уже 120 классов во всех районах области. Однако не все липчане обеими руками поддерживают новшество. Мнения разделились.

«Я за отмену домашнего задания, если дети успевают осваивать программу на уроках и от этого не страдает качество знаний, но я категорически против отмены оценок, – говорит председатель Ассамблеи родительской общественности Липецка Олег Бойко. – Отметки нужны, иначе у детей не будет стимула к учёбе, а родители не будут понимать, на что их дети способны. И что это за школа, куда ребёнок просто приходит прослушать уроки? С таким подходом детей совсем отучат учиться! У нас есть федеральный государственный образовательный стандарт, там все чётко и понятно прописано. Зачем нужны эти эксперименты на местном уровне? Давайте просто учиться!»

А вот старший преподаватель кафедры прикладной математики ЛГТУ, победитель конкурса «Учитель года Липецкой области – 2017» Сергей Жбанов убеждён, что никакого положительного влияния на успеваемость отметки не несут.

«Вспоминая своё обучение в школе, могу точно сказать, что оценка никогда не была для меня главным стимулом. Наоборот, боязнь получить не очень хорошую отметку сковывала меня, останавливала поднять руку и дать ответ, в котором я не был уверен. А тем самым мы, между прочим, лишаем ребят права на ошибку и её осмысление, – говорит он. – Наконец, отмена оценок позволит учителю сосредоточиться на самом процессе обучения вместо опроса учеников и выставления, кстати, не всегда объективных отметок. Очевидно, что внедрение такого подхода изменит и систему домашнего задания, которая себя изжила, превратившись по большей части в переписывание готовых ответов из интернета».

По мнению детского психолога Валентины Селивановой, к старшей и младшей школе нужно подходить по-разному. В начальных классах двойки и тройки противопоказаны, так как они могут привести к неверию детей в себя, отбить желание учиться. А в средних и старших классах отметки вполне могут быть как показатель уровня знаний учащихся. Другое дело, что, выставляя их, учитель не должен навешивать ярлыки. Но это уже не про двойки, а про учителя.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах