460

Липецкая область от А до Я. Первый водопровод, Ворголы и дом воеводы

Сюжет Липецкая область от А до Я

Вермишев

Александр Вермишев
Александр Вермишев Фото: Commons.wikimedia.org

Многие улицы Липецка носят имена Героев Советского Союза, общественных и политических деятелей. Одна из них названа в честь революционера, поэта и журналиста Александра Вермишева.

Родился будущий большевик в 1879 году в Санкт-Петербурге в семье лесовода. После школы поступил в Петербургский университет, где и познакомился с революционной идеологией. В возрасте 24 лет примкнул к Коммунистической партии. Принимал активное участие в революции 1905-1907 годов. Автор пьесы «За правдой», повествующей о кровавых событиях 9 января 1905 года. За самовольство и коммунистические взгляды в пьесе, Вермишев был привлечен к суду.

В 1910 году экстерном окончил юридический факультет Юрьевского университета. Правда, предпочел адвокатской карьере журналистику. Во время Октябрьской революции 1917 года лично принимал участие в штурме Зимнего дворца. Затем записался в Красную Армию и воевал с войсками генерала Деникина. В 1919 году будучи комиссаром на южном фронте, во время прорыва конницы генерала Мамонтова к Ельцу раненым попал в плен. После жестоких пыток был убит белогвардейцами.

Велотрек

Фото: АиФ

В Советские времена велоспорт был очень популярным. Желающих им заниматься в Липецке было столько, что в середине 1960-х власти решили построить в посёлке Тракторостроителей велотрек. Расположился он недалеко от стадиона «Пламя».

Стоит сказать, что в то время город был единственный в Черноземье, который имел это спортивное сооружение. Сюда приезжали тренироваться спортсмены не только из райцентров, но и соседних городов. Здесь проходили как областные соревнования, так и чемпионаты страны. Но через 20 лет специальная комиссия выявила в велотреке массу дефектов, которые почему-то не были обнаружены во время сдачи объекта. Сооружение закрыли. Постепенно из физкультурно-оздоровительного комплекса «Пламя», на балансе которого числился велотрек, уволился весь тренерский состав. Почти все они уехали в Москву обучать столичную молодежь этому виду спорта.

В конце 90-х у городских властей появилась идея реконструировать трек и возродить былое величие велосипедного спорта в Липецке. Однако, подсчитав в какую сумму выльется ремонт, отказались от этой затеи. Сейчас велотрек находится в плачевном состоянии.

Верхний парк

Фото: АиФ

Идея создания Верхнего парка принадлежала директору липецкого курорта минеральных вод Ивану Новосильцеву. Засаживать это место деревьями начали еще в 1811 году. В основном здесь сажали дубы. Считалось, что это дерево источает положительную энергетику. Кстати, некоторые дубы сохранились до наших дней.

Первоначально парк назывался Дворянский сад, по одноименной улице, которая проходила вблизи него. Позже сад решили благоустроить. Здесь построили небольшую кофейню и эстраду, на которой каждое утро играл духовой оркестр.

Примечательно, что кроме грязевых ванн, приема минеральной воды и других оздоровительных процедур, врачи прописывали больным обязательные ежедневные прогулки по саду. Директор курорта лично следил за пациентами, чтобы каждый из них проводил в парке достаточное количество времени. Он считал, что дубы способны лечить нервные расстройства.

Водопровод

Фото: АиФ

Первый водопровод в Липецке появился в 1903 году. Он был построен для нужд отдыхающих на липецком курорте. Хотя в планы городских властей раскошеливаться на столь дорогое новшество не входило. Заставили обстоятельства. В то время курорт приносил казне неплохую прибыль, а отдыхающих из-за отсутствия благ цивилизации с каждым годом становилось все меньше.

Первоначально, это нехитрое гидросооружение обслуживало всего три курортных корпуса. Сам же водопровод состоял из двух частей. Первая часть начиналась прямо у святого источника в каменном логу на Липецком городище. Этот водопровод назывался самотечный, так как вода сама (без помощи каких-либо технических приспособлений) стекала вниз по склонам горы. Затем она текла по Нижнему парку и попадала во вторую часть водопровода. Здесь была установлена турбина. От нее работали насосы, которые закачивали воду и подавали ее в водонапорный бак. А уже оттуда она шла в курортные корпуса. Теперь после приема грязевых ванн отдыхающие могли вдоволь помыться.

Местные жители завидовали курортникам. Ведь в их домах не было такой роскоши. Впрочем, зависть была недолгой. В 1911 году в Липецке начали строить большую водопроводную сеть.

Всесвятская

Фото: АиФ

Липецк славится не только знаменитыми людьми, черной металлургией, грязевыми ваннами и минеральной водой. В последнее время в городе активно идет строительство храмов. Одна из таких святынь носит название Церковь Всех Святых или как ее называют в простонародье Всесвятская. Она расположена по улице Водопьянова, в нескольких метрах от Дома Художника. Помимо церкви здесь расположилась крестильная и воскресная школа.

Любопытен тот факт, что в советское время на месте храма власти хотели построить здание райкома КПСС. Для этой цели в 1990 году был даже вырыт котлован и началась закладка фундамента. Но мечтам коммунистов не суждено было сбыться. Советский Союз распался и теперь на этом месте возвышается красивая церковь.

Волово

Фото: Фото с сайта/ Администрация Волово

Вдали от шумных городов, крупных предприятий и магистралей, на просторах Среднерусской возвышенности, среди бескрайних полей, лишь изредка перемежающихся крохотными островками лесной растительности, изрезанных оврагами и голубыми водами прудов, затерялось село Волово.

Большая часть территории нынешнего Воловского района до 1926 года входила в состав Богородицкого и Ефремовского уездов Тульской губернии. Земли эти, издавна лежавшие на пути кочевников из южных степей к Москве, Туле и другим русским городам осваивались с трудом, поэтому никакой естественной и крепостной защиты тут никогда не было.

Возникновение села Волово (старое название по церкви - Знаменское) относится ко второй половине XVIII века. После отмены крепостного права была образована Воловская волость, состоявшая из шести селений.

В 1874 году с открытием Елецкой ветки Сызрано-Вяземской железной дороги, началось развитие села. Вблизи озера появились одноименная станция, а спустя двадцать лет с вступлением в строй Данково-Козельской ветки Рязано-Уральской железной дороги, также прошедшей через Волово, село становится железнодорожным узлом.

Сегодня Волово – современный населенный пункт. Здесь есть Дом культуры, Дом детского творчества, работают библиотеки, краеведческий музей, школы, детский сад, центральная районная больница и поликлиника. Сохранилась, действующая и поныне  Знаменская церковь построенная в 1822 году.

Воргольские скалы

Фото: АиФ

В десяти километрах от Ельца, где река Воргол делает крутой поворот к реке Сосне, открывается необычное горное глубокое ущелье.

Над берегом реки с двух сторон на высоту 40-50 метров поднимаются серые Воргольские скалы. Скалистые берега тянутся на несколько километров от села Нижний Воргол вверх по течению, образуя красивую каньонообразную, утопающую в зелени долину.

Большой интерес, как для туристов, так и ученых-историков представляют легендарные Воргольские пещеры. Самая большая из них носит название «Копченый камень». Она рассечена трещиной как бы шрамом, нанесенным ударом богатырского меча. Вход в пещеру открывает просторный свод, но в ее глубокие подземелья ведут несколько полузасыпанных ходов.

Скала и пещера «Ворон-Камень» расположены на правом берегу реки Воргол. Она как бы прикрыта мощными плитами известняка и сверху вниз рассечена ущельем. На дне ущелья есть вход в пещеру. Сначала он ведет 8-метровым коридором в глубь скалы, затем сужается и на 40-м метре превращается в узкую нору.

Наибольшую живописность Воргольской долине придают известняковые обнажения. Высота отдельных из них достигает 20-25 метров – это легендарные Воронов и Лисий Камни, а также Большие Кичи. Среди них в темных сырых расщелинах нашли приют папоротники, а на солнечных стенках в нишах и углублениях скал, покрытых яркими лишайниками, спрятались Шиверекия подольская. Дополняют картину дубы и липы, растущие у подножий скал и спускающиеся к воде.

Водопьянов

Фото: АиФ

Липецк вправе гордится своими героями. Среди них легендарный советский летчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, шестой Герой Советского Союза Михаил Водопьянов.

Михаил Васильевич родился 18 ноября 1899 года в селе Большие Студенки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в крестьянской семье. В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Воевал против Колчака и Врангеля.

В 1929 году окончил Московскую летно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и летчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В этом же году первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.

С 1931 года работал на Центральном аэродроме в летном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР.

Зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Михаил Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы. В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с лётчиками-асами Виктором Галышевым и Иваном Дорониным совершил перелет длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана и радиста, через горы и хребты, по неимоверно тяжелой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1936-1937 годах совершал полеты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года, на самолет АНТ-6, во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север», впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного полюса. Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награжден орденом Ленина.

Во время Великой Отечественной войны, в ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налете на Берлин. Его самолет Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Но через линию фронта успешно вернулся к своим.

В 1946 году генерал-майор авиации Михаил Водопьянов вышел в отставку. Умер 11 августа 1980 года и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Воеводин дом

Дом Воеводы Елец
Дом Воеводы Елец Фото: Фото с сайта/ tourprom.ru

В Ельце нимало старинных построек со своей удивительной историей. Среди них дом в Огородном переулке, известен старожилам как «дом воеводы». Это наиболее древний из известных памятников архитектуры гражданских зданий районного центра. Он размещен под горой, в пойме речки Ельчика и представляет историческую и художественную ценность. Это небольшое одноэтажное каменное строение с высоким цоколем и подвалом. Построен дом по древнерусскому образцу: в центре сени, а слева и справа жилые комнаты.

К сожалению, неоднократные переделки и внутренняя реконструкция дома изменили его первоначальную планировку. Но дошедшее до нас внутреннее расположение стен и перегородок, а также геометрическая правильность плана и симметрическое решение фасада свидетельствует о возникновении этого здания во второй половине 17 века.

В настоящее время дом состоит из пяти жилых комнат и сеней-передней, сообщающихся между собою, и находится в частном владении.

На доме установлена мемориальная доска, которая гласит, что здесь жил последний елецкий воевода Смирнов-Лашин.

Под домом большой подвал со старинными сводчатыми потолками и тщательно замурованной дверью. Легенда рассказывает, что дверь эта ведет в тайный подземный ход, прорытый до самой реки Ельчик на противоположном берегу, которой расположен Знаменский женский монастырь.

Фото: Фото с сайта/ tourprom.ru
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах