aif.ru counter
11.02.2014 16:10
Екатерина КУРДЮКОВА
174

Светлана Немонтова: «Будьте НАИВными!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Липецк 05/02/2014

Первое впечатление, которое производят картины этой художницы: необычно, смело, наивно и радостно! Знатоки живописи сравнивают её работы с творениями величайших живописцев Нико Пиросмани и Анри Руссо. А ведь рисовать она нигде не училась. На днях самодеятельная художница, представитель современного наивного искусства Светлана Немонтова побывала в редакции «АиФ–Липецк».

Не хватает радости

досье
Светлана Немонтова родилась в Самарской области. Училась на режиссёрско-театральном отделении Московского института культуры, окончила Уральский лесотехнический институт. С 1992 года живёт в Липецке. Начала заниматься живописью в 1995 году. Её картины находятся в коллекциях многих российских музеев..

Екатерина Курдюкова, АиФ-Липецк: – Светлана, многие сегодня к наивному искусству относятся с неким пренебрежением – мол, детские картинки. Вас это не задевает?

Светлана Немонтова : – Нисколько. Я знаю многих людей, которым нравятся мои картины и вообще наивное искусство. Интерес к этому направлению растёт из года в год. Музеи наивного искусства открываются по всему миру. И хотя отечественный «наивный» художник, в отличие от своего зарубежного коллеги, массового признания пока не получил, потенциал «наива» настолько велик, что, я уверена, он обязательно будет востребован в XXI веке. Потому что он может дать людям то, чего сегодня так не хватает, – радостные, светлые эмоции.

– А профессиональные художники самоучек признают?

– «Наивные» художники не занимают ничью нишу в изобразительном искусстве, они создали свою. Это творчество наделённых богатым воображением и поэтическим видением окружающего мира людей. Большие художники–профессионалы это видят и принимают. А злятся, как правило, те, у кого пока ещё ничего не получается. Но я не понимаю, чего злиться–то, если вы профессионал – пишите. Творческий путь – это ежедневное самосовершенствование, и оно несовместимо с отрицательными эмоциями. И потом, среди самоучек много по–настоящему гениальных людей – например, Елена Волкова, Василий Шевченко и др.

Попросилась на урок

– Когда вы обнаружили у себя склонность к живописи?

– Когда повела своих детей в художественную школу. Мне было скучно ждать в коридоре, пока закончатся занятия, и я попросилась на урок. Учитель, замечательный липецкий педагог Никита Старик отнёсся ко мне с пониманием и разрешил присутствовать. А когда я спросила его, как мне нужно писать, он ответил: «А как хотите, так и пишите!». Так я и делаю. Первые лет четырнадцать я почти нигде не выставлялась. Потом случайно попала на международный фестиваль «Фестнаив», и с тех пор в нём участвую. Но активно показывать свои картины начала после персональной выставки в Лискинской картинной галерее. Меня очень хорошо там приняли, было сказано много тёплых слов в мой адрес, и я подумала: если людям это нравится, почему бы не продолжить?

– А зарабатывать этим ремеслом у вас получается?

– Если бы я поставила перед собой такую цель, то сразу бы потеряла свободу. Как только художник начинает писать на продажу, он тут же лишается своих «крыльев». А так я пишу для себя и получаю от этого огромное удовольствие.

– Но согласитесь, есть некая несправедливость в том, что одни картины оцениваются в миллионы, а другие, не менее гениальные, продаются за копейки?

– На арт–рынке сегодня творится хаос. Хотя можно пойти по той же схеме, что с кино, музыкой и литературой, – организовать, например, конкурс «Картина года», где искусствоведы и коллекционеры стали бы оценивать работы современных авторов. Это будет способствовать пропаганде изобразительного искусства и пробуждать у простых людей, а не только богачей, интерес к коллекционированию.

Развивать культуру

– Как отличить произведение в жанре «наив» от обычного неумелого рисунка?

– Наверное, это больше вопрос к искусствоведам. Для меня главным в восприятии изобразительного искусства является сила его воздействия. Это когда посмотрел на картину и получил мощный заряд позитивной энергии. Мне достаточно зайти на выставку, пробежать глазами по работам, чтобы сказать – здесь рука художника. Вообще это проще, чем прочитать книгу, но для того, чтобы понимать искусство, надо уметь и книги читать. Вот такая философия (смеётся. – Ред.)

– Может быть, в том–то вся и проблема, что, как сказал режиссёр Андрей Кончаловский, «человечество научилось воспринимать искусство на самом поверхностном уровне»?

– Может быть. Но чтобы люди научились смотреть глубже, надо дать им возможность повышать свой культурный уровень. Взять, к примеру, Липецк. Это очень творческий город, и нужно развивать его в этом направлении. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас появился свой музыкальный театр, стационарный цирк, ТЮЗ. Чтобы проходило больше выставок, где экспонировались бы картины местных художников, работающих в самых разных направлениях, не только профессионалов, но и самоучек. Чем больше мест, куда люди могут пойти, тем интереснее, богаче культурная среда.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество