Примерное время чтения: 6 минут
514

Дирижер Игорь Цилин: «Все проблемы от бескультурья»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Липецк 26/02/2014

«Если не взяться за культуру сегодня, то уже через несколько лет музыкантов в провинции вообще не останется», – считает Игорь Цилин, знаменитый дирижёр, художественный руководитель Липецкого камерного хора, который на днях отметил сразу две круглые даты: своё 55–летие и 25–летие творческой деятельности. С маэстро беседовал корреспондент «АиФ–Липецк».

Хотелось всё бросить

досье
Игорь Цилин родился в Мордовии в 1959 г. Окончил Липецкое музыкальное училище и Казанскую Государственную консерваторию. С 1994 года художественный руководитель и главный дирижёр Липецкого камерного хора. Заслуженный артист РФ.

Екатерина Курдюкова, АиФ-Липецк:– Игорь Михайлович, примите наши поздравления. Как отметили юбилей?

– Как и полагается артистам – на сцене. Мы дали большой праздничный концерт, в который включили самые яркие и интерес­ные произведения из всего репертуара. Потом меня поздравили коллеги–музыканты. Всё прошло в тёплой, душевной обстановке.

– Оглядываясь назад, могли ли вы предположить, что ваш хор добьётся большого признания?

– Конечно, двадцать лет назад я не думал, что мы станем известны не только в России, но и за рубежом. Просто хотелось создать коллектив, который мог бы исполнять любые песни. А начиналось всё вообще с самодеятельности. Я приехал в Липецк после окончания консерватории, и первые пять лет руководил самодеятельным хором. Правда, там было много талантливых людей с хорошими голосами, мы пели достаточно сложные произведения и достигли в этом направлении неплохого уровня. Но потом мне захотелось чего–то большего, и я рад, что мои желания совпали с возможностями.

– Вы создавали хор в 1990 годы – тяжёлое для всей страны время. По–моему, людям тогда было не до культуры…

– Так и есть. На первом концерте нас на сцене было больше, чем зрителей в зале. Но дело ещё в том, что Липецк – не хоровой город, у него нет традиций хорового пения, нет высших музыкальных учебных заведений. С этим во многом и были связаны сложности. Период становления нашего коллектива продолжался примерно два–три года. Но он был настолько тяжёлый, что иногда хотелось всё бросить, заняться чем–нибудь другим. К счастью, мы всё пережили. А сегодня мне грех жаловаться – наши концерты собирают полные залы.

Забыли о душе

– На заседании в Совете Федерации, посвящённом Году культуры, Никита Михалков пошутил: «Почему объявляем Год культуры? У нас что, остальные годы были сплошное бескультурье?» Не кажется ли вам, что мы поздно спохватились?

– Было бы хорошо, если бы действительно спохватились. Ведь всё, что сегодня происходит в стране, – от нашего бескультурья. А происходят порой ужасные вещи. Вот как, например, случай в столичной школе, где старшеклассник застрелил двух человек. Это следствие того, что человечество, как мне кажется, пошло по неправильному пути – по пути создания максимального комфорта для тела, при этом совершенно забыв про душу. Но я оптимист и верю, что в скором времени ситуация изменится.

– И люди искусства будут получать достойную зарплату – в это вы тоже верите?

– Хотелось бы верить. Я не говорю, что она должна быть какой–то запредельной, она должна быть просто достойной, на которую можно жить. Потому что маленькая зарплата развращает и порабощает. Развращает – потому, что человек понимает: как бы хорошо он ни делал своё дело, ничего не меняется, и тогда он начинает халтурить. А порабощает потому, что безденежье порождает апатию и лишает главного – свободы, когда человек может чувствовать себя творцом. Думаю, из–за этого и упал престиж профессии музыканта. Родители не отдают детей в музыкальные школы, потому что не видят перспектив: какой смысл десятилетиями учиться на музыканта, если потом всё равно придётся искать подработки, потому что невозможно жить на зарплату в пять тысяч рублей.

– А ещё говорят, что с талантами у нас беда?

– Наверное, я не открою Америку, если скажу, что в музыкальные училища сегодня поступают люди в большинстве своём не очень талантливые. Но это мы наблюдаем во многих областях, не только в искусстве. Как мне кажется, это проблема всего российского образования, уровень которого за последние годы серьёзно упал.

Музыка как жвачка

– Последнее время всё чаще говорят о том, что падает интерес к классической музыке?

– Я бы так не сказал. У нас есть свой зритель, и с каждым годом его становится всё больше. Безусловно, есть произведения достаточно сложные для восприятия, не всем понятные, такие как Губайдулина, Шнитке, поэтому мы стараемся делать более демократичные программы, где есть и классика, и народные песни.

– А как же призыв Станиславского – не опускаться до уровня зрителя, а поднимать зрителя до уровня высокого искусства?

– Вы думаете, если зрителей насильно усадить в зал и заставить их слушать серьёзную музыку, из этого выйдет что–то хорошее? Лично я сомневаюсь. Начинать нужно всегда с простого. И если это «простое» человеку понравится, то в следующий раз он и сам захочет послушать что–нибудь посложнее.

– Может, вся проблема в том, что мы научились всё воспринимать поверхностно?

– Наверное, и это касается не только музыки. Поверхностное восприятие всего вообще характерно для современного человека. Знаете, есть такое выражение – хлеба и зрелищ, так вот сегодня человек больше озабочен хлебом, чем зрелищами: как заработать больше денег, чтобы прокормить семью. А искусство для него – музыка, литература, кино – это так, жвачка: пожевал и забыл. Чтобы что–нибудь понимать, надо прикладывать усилия. Воспринимать искусство – это такой же труд, только душевный. Вот этого, мне кажется, сегодня не хватает молодому поколению, и это надо воспитывать в детях. В это государству нужно вкладывать деньги, а не только в оборонную промышленность. Ведь без духовно–нравственной составляющей никак. Без этого человек превращается в машину.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах