Примерное время чтения: 6 минут
1984

Противостоять лжи. К чему приводит искажение истории

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Липецк 15/04/2015

Кто и зачем пытается фальсифицировать историю нашей страны? Чем это опасно для всех нас? Об этом мы беседуем с доктором исторических наук, профессором Виктором Томилиным.

Заказ существует

- Виктор Николаевич, почему накануне 70-летия Победы особенно активизируются те, кто занимается фальсификацией истории?

- В 90-е годы после разрушения Советского Союза нам казалось, что формируется единое пространство - правовое, экономическое, политическое, культурное.. Но это не так. Противоречия между ведущими мировыми державами всегда были, есть и будут. Последние санкции -

тому наглядное подтверждение. И попытки фальсифицировать историю - это тоже одна из форм воздействия на нашу страну. Принижая значимость Победы, которой мы гордимся, которая делает нас великой державой, недоброжелатели, как мне кажется, стремятся вообще принизить значимость России в мире.

- Понятно, когда этим занимаются западные деятели. Но ведь в процесс втягиваются наши историки, выпускающие сомнительного содержания литературу…

досте
Виктор Томилин. Доктор исторических наук, профессор. Родился в 1958 году в Липецкой области. Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. Ломоносова. С 1981 года работает в ЛГПУ на кафедре отечественной истории. Автор более 130 научных работ.
- Издательское дело - прибыльный бизнес. Понимая это, некоторые авторы готовы поступиться правдой ради лёгких денег. В то же время нельзя забывать, что существует заказ. Причём оформляется всё очень корректно, в том числе через систему западных грантов. Но выигрывают их, как правило, те авторы и исследователи, чьи идеи совпадают с интересами заказчика. Эта работа носит целенаправленный антироссийский характер и в конечном итоге направлена на то, чтобы через искажение исторической правды дестабилизировать обстановку в стране, разрушить государственную систему. К чему это приводит, мы можем наблюдать на примере Грузии, Украины, Ирака. Надо нам это? Нет, конечно. Поэтому такие вещи нужно признавать, правильно оценивать и выстраивать по отношению к ним свою линию поведения.

«Белые пятна»

- Какие самые абсурдные высказывания о Великой Отечественной войне вам приходилось слышать?

- Например, высказывание о том, что это СССР развязал войну с Германией, а той лишь приходилось защищаться. Полный абсурд. На самом деле факты неумолимая вещи, и они говорят о том, что Гитлер планировал напасть на Советский Союз ещё осенью 1940 года.

Его с трудом отговорили от этого шага. А 18 декабря того же года был подписан «План Барбаросса» - план нападения на Советский Союз. О каком превентивном ударе со стороны Германии может идти речь? Это из той же серии, что и разговоры о том, будто не доблесть солдат и офицеров выиграли битву под Москвой в 1941 году, а «генералы» Грязь и Зима. Любят у нас рассуждать и о неудачах 1941-42 гг.,

и о «бесчинствах» советских войск на освобождённых территориях, и о соотношении потерь Красной Армии и Вермахта. Мне кажется, эти домыслы рождаются в том числе из-за отсутствия достаточного фактического материала.

- Что вы имеете в виду?

- Последняя фундаментальная работа по истории Великой Отечественной войны вышла в свет в начале 60-х. С тех пор прошло уже более полувека. Многое изменилось. А новой качественной, обобщающей работы, написанной с современных позиций, которая бы опиралась на документальный материал отечественных архивов, до сих пор нет. Вот откуда и появляются так называемые «белые пятна» -

потенциальные очаги домыслов и фальсификаций. Труд по истории войны, капитальный, обобщающий, сегодня крайне необходим.

Герои среди нас

- Проблема ещё в том, что современная молодёжь воспринимает Великую Отечественную войну как нечто далёкое, абстрактное, не испытывая чувства гордости за страну. Такую легко сбить с правильного пути…

- Чтобы этого не произошло, надо пробуждать в детях интерес к подлинной истории. А для этого мало создать музей в школе и показывать в нём старые документы и фотографии. Надо, чтобы дети прониклись историей, прочувствовали её. Хорошо было бы организовывать пешие или велосипедные походы к местам сражений - на Куликово поле, на знаменитую высоту «Огурец», к местам проведения Елецкой операции, в ходе которой был уничтожен целый армейский корпус вермахта. Такие мероприятия интересные и запоминающиеся. Я думаю, и отношение ребят к истории после этого поменялось бы.  А сухая, хоть и правдивая, информация о сражениях, которая подаётся в отрыве от конкретной местности, действительно, не всегда приносит ожидаемый результат.

А ещё очень важно рассказывать о подвигах наших земляков. Ведь имена многих детям даже не известны. Например, спросите, кто-нибудь знает Степана Нестерова - уроженца Добринского района. А ведь с его именем связана знаменитая Сталинградская битва. Подполковник Нестеров в то время командовал 130-й танковой бригадой 24-го танкового корпуса генерала В.М. Баданова, который совершил по сути невозможное - преодолел 240 километров по тылам противника и вышел к главной авиабазе Люфтваффе в районе станицы Тацинской, откуда немецкие самолёты снабжали окружённую группировку Паулюса. После её разгрома нашими танкистами судьба армии Паулюса была окончательно решена. 

Когда дети будут знать, что в Сталинградской битве участвовали не просто какие-то люди, а наши земляки, пользы от такой патриотической работы, думается мне, будет больше.

А подвиг Ксении Константиновой, которая, спасая солдат, сама пошла на мученическую смерть, разве может оставить кого-то равнодушным? Такие примеры заставляют ребят лучше понять и прочувствовать историю войны, чем обычные рассказы, хоть и правдивые с исторической точки зрения, но лишённые эмоциональной окраски.

Надо говорить не просто о подвиге, а о подвиге живых людей, наших земляков. В этом плане неоценима роль наших ветеранов, которые проводят огромную работу с молодёжью. Особенно хочу отметить Владимира Бычкова - удивительного человека. Когда он приходит к нам в университет, послушать его собирается полный зал. Ему удаётся донести до студентов главное - ценность Великой Победы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах