aif.ru counter
198

«Бьярмия прекрасна!» Как липчане совершили путешествие во времени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Липецк 20/07/2016

Они преодолели на средневековых лодках более 400 км. Об опасностях, которые подстерегали их в пути, женщинах на корабле и бессонных ночах рассказывает один из организаторов экспедиции Павел СЕМЁНОВ.

Не сесть на мель

- Павел, и сразу первый вопрос - как прошёл поход?

- Успешно. Хотя и не без сложностей. У нашего товарища загноилась рука, требовалась срочная операция, и мы приняли решение, не дойдя маршрут до конца, повернуть на Беломорск. Хорошо, что это случилось в конце пути. Таким образом из планируемых 470 км мы прошли 400. Поход длился чуть меньше месяца: 19 июня мы вышли из п. Чупа Республики Карелия и 4 июля зашли в Беломорск. Плавание проходило на расстоянии в среднем 1,5-2 км от берега. Правда, иногда приходилось достаточно далеко уходить в открытое море, например, когда попадались  шхерные районы с большим количеством торчащих скал, - дабы не сесть на мель. Но обязательно каждый день сходили на берег, чтобы поесть и отдохнуть. Максимальный пробег на вёслах составлял 42 км в сутки и примерно столько же на парусе. Такое расстояние мы преодолевали где-то за 6-8 - максимум 10 часов.

- Вы плыли только днём?

- Нет, и ночью тоже. Дело в том, что в это время года солнце там не садится, и ночью так же светло, как и днём. Нам это было на руку, так что мы ориентировались только на погоду и самочувствие.

- В вашей команде были одни мужчины?

- Нас было 20 человек: 19 мужчин и одна девушка - Саша Андреева из Москвы, она по образованию биолог-охотовед, а в этом походе выполняла функции завхоза.

- А как же суеверия про женщин на корабле?

- Мы в них не верим. В средневековье жёны нередко вместе с мужьями выходили в море. Когда в экипаже есть девушка, наоборот, хорошо: это подстёгивает мужчин, не даёт расслабляться.

Рыбалка с тюленями

- Приходилось сталкиваться с опасностью?

- Как говорят поморы: кто по морю не ходил, тот Богу не молился. Море - всегда опасно. Опасность может подстерегать как в виде скал, скрытых водой, так и в виде высоких волн. Но мы старались лишний раз не рисковать и шторм пережидали на берегу. Хотя были разные ситуации. Например, когда мы подходили к Беломорску, поднялся сильный боковой ветер, что было довольно опасно для таких, как наши, беспалубных, кораблей. Если со стороны кормы они спокойно выдерживают волну до двух метров, то сбоку такая волна легко может захлестнуть и опрокинуть корабль. Приходилось лавировать. К счастью, всё обошлось. Море нас пожалело. Но на всякий случай у нас с собой были спасательные средства - жилеты, круги. Плюс мы серьёзно готовились. Два года прорабатывали маршрут, изучали карты, отчёты экспедиций, начиная с XVII века.

- Насколько была важна физическая подготовка?

- Физическая подготовка часто менее важна, чем слаженность команды - без командного духа любая экспедиция обречена на провал. Поэтому мы не берём в такие походы незнакомых людей, так как не знаем, чего от них ожидать.

- Почему поход назывался «на Бьярмию»?

- Так во времена раннего Средневековья называлась эта территория, где жило финно-угорское население и куда осуществляли свои походы скандинавские викинги. Один из них мы и попытались воссоздать. Поход проходил на историчных судах - копиях средневековых кораблей, в историчном снаряжении. Ночевали мы в полотняных шатрах.

- А питались?

- С собой у нас были крупы и консервы. Добывать пищу охотой, как наши предки, мы не могли, так как это незаконно. С рыбалкой тоже не сложилось. На Белом море сейчас много тюленей: как только они видели, что мы ловим рыбу, сразу приплывали и начинали ловить вместе с нами, но у них это получалось лучше (смеётся - Ред.).

Школа жизни

- Кроме походных навыков, что ещё даёт реконструкция?

- Во-первых, это хорошая школа жизни - мы учим ребят не только делать доспехи, они ходят с нами в походы, участвуют в массовых мероприятиях - фестивалях, показательных выступлениях, изучают ремёсла. Всё это влияет на становление характера. Мои бывшие воспитанники сейчас работают в прокуратуре, полиции, занимаются бизнесом, военным делом. Все они - успешные люди.

Во-вторых, реконструкция - это возможность лучше узнать свою историю. Прежде чем сделать корабль или даже просто сшить костюм, ты должен изучить много литературы, ознакомиться с историческими, археологическими источниками.

В-третьих, это способ борьбы с национализмом и ксенофобией. Иногда к нам приходят молодые люди, увлечённые правыми идеями вроде «Россия для русских». Но. позанимавшись, они видят, что наша культура складывается из культур разных народов, и вскоре этот лозунг становится для них неактуален. Реконструкция играет большую роль в патриотическом воспитании молодёжи.

- Куда отправитесь в следующий раз?

- Одна из следующих целей - Стамбул. Но для этого нужно построить большой 18-метровый корабль. Всё в наших руках!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество